ПАНСЛАВИЗМ

ПАНСЛАВИЗМ националистич. идеология
и соответствующее ей политич. течение в среде рус. дворянства и буржуазии
во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными слав. политич.
деятелями различной политич. окраски (Л. Штур, позднее - К. Крамарж
и
др.). Порой термином "П." обозначали совершенно разные явления: идеи слав.
взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций слав.
народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чеш. и польск. освободительных
движений; планы царской России использовать нац. движения слав. народов
в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина "П.", обнаружившиеся
с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П. на "литературный"
и "политический", а последний на "демократический" и "реакционный", что
лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин " П."
появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и
противоречивым. Введён в политич. оборот в кон. 1840-41 бурж.-националистич.
кругами Венгрии и Германии, видевшими в слав. нац.-освободит. движении
угрозу своим шовинистич. устремлениям. Получил распространение накануне
Революции 1848-49 как средство для ложных обвинений нац. движений слав.
народов в стремлении к образованию "Всеславянской монархии", или "Всемирной
Российской империи". Использовался в спекулятивной кампании по поводу т.
н. панславистской опасности. П. как идеология сложился в России в связи
с поражением в Крымской войне 1853-56 и под влиянием подавления
Польского
восстания 1863-64.
Националистич. реакция рус. дворянства на эти события
отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского, Н. Н.
Страхова, А.
И. Кошелева и др. обществ. деятелей, ставших объективно идеологами
возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистич. концепция о
культурно-историч. типах народов, одним из к-рых якобы и являются слав.
народы, отличающиеся от "Европы" (т. е. от романо-герм. типа) и обязанные
сохранить свою самобытность. Теоретич. посылки о самобытности историч.
развития славянства служили основой для политич. выводов о необходимости
союза всех слав. народов во главе с Россией, но без Польши, к-рая в силу
своей историч. судьбы якобы утратила слав. характер и принадлежит к "Западу".
В становлении мировоззрения идеологов П. велика была роль Вост. вопроса,
к-рый они рассматривали как конкретное противоборство между "славянством"
и "Европой". Они развивали идеи активной поддержки освободит. борьбы южнослав.
народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. не имела
стройного и законченного вида, отд. её выразители выставляли на передний
план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политич.
проектах. Как политич. движение П. носил верхушечный характер и захватывал
только часть бюрократич. (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский
и
др.) и воен. кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р.
А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, учёные-слависты
В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер). Наибольшее политич. влияние
П. имел в 60-70-е гг., особенно в период рус.-тур. войны 1877-78, когда
он подталкивал пр-во к более активным внешнеполитич. действиям. Но П. как
общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны пр-ва
и его идеологов (М. Н. Катков, К. П. Победоносцев), а также
подвергался резкой критике представителей либерально-бурж. и особенно революционно-демократич.
течений. В кон. 19 в. П. переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм
(К. Н. Леонтъев), либо в теократич. философствование (В. С. Соловьёв).
Кризис
П. был обусловлен социально-политич. развитием России, уже стоявшей на
пороге бурж.-демократич. революции при наличии серьёзных противоречий между
буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905-07
вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. в частности. Некоторое
оживление П. произошло накануне 1-й мировой войны 1914-18, оно было связано
с т. н. неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как
националистич. реакция бурж.-помещичьих кругов России и бурж. слоев др.
слав. народов на усиление герм. империалистич. экспансии на Востоке и Юго-Востоке
Европы и деятельность Пангерманского союза. Отд. элементы П. были использованы
рус. буржуазией в воен. пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. потерпел
крах и сошёл с историч. арены после победы революции 1917.


Лит.: Фадеев Р., Мнение о Восточном
вопросе..., СПБ, 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871: Аксаков
И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков П. Н., Разложение
славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А.
Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитине. А., Славянские
комитеты в России в 1858- 1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы
и идеи славянской солидарности в XIX-XX вв., Прага, 1964; Волков В. К.,
К вопросу о происхождении терминов "пангерманизм" и "панславизм", в кн.:
Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn H., Panslavism,
its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960. В. К. Волков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я