ПАНАФРИКАНИЗМ

ПАНАФРИКАНИЗМ идейно политич. движение,
ставившее первоначальной целью объединение негро-африканцев всего мира,
борющихся против расового угнетения и неравноправия, и постепенно превратившееся
в движение афр. националистов, выступающих за политич. независимость, экономич.
освобождение и единство народов Африки. П. начал оформляться на рубеже
19-20 вв. по инициативе негритянской интеллигенции из США и Вест-Индии,
к-рая требовала прекращения расовой дискриминации и предоставления людям
с чёрной кожей гражд. и политич. прав. Его дальнейшее развитие было связано
с активизацией сил, выступивших против колон. гнёта в Африке. На первых
четырёх панафриканских конгрессах (1919 - Париж, 1921 - Лондон, Брюссель
и Париж, 1923 - Лондон и Лисабон, 1927 - Нью-Йорк; в их работе принимал
деятельное участие У. Дюбуа) происходила острая идейная борьба между
сторонниками радикального направления, требовавшими освобождения афр. народов
от ига колониализма, и консервативными элементами, выступавшими лишь против
наиболее вопиющих проявлений колон. эксплуатации в Африке и расовой дискриминации
в США. Основы совр. П. заложил 5-й панафриканский конгресс (Манчестер,
1945), в работе к-рого наряду с Дюбуа активно участвовали К. Нкрума,
Н.
Азикиве, Дж. Кениата и др. деятели афр. освободит. движения. Манчестерский
конгресс разработал в общих чертах практич. программу политич. освобождения
Африки. Выдвинув задачу освобождения всех народов Африки независимо от
их расовой принадлежности, панафриканское движение способствовало общему
подъёму освободит. борьбы на афр. континенте. После завоевания политич.
независимости большинством афр. стран панафриканские идеи начинают воплощаться
в налаживании всесторонних межафриканских связей и в поддержке движений,
добивающихся ликвидации колон. и расистских режимов. Широта социальной
базы совр. П. и обострение классовой борьбы в Африке обусловливают противоборство
в рамках этого движения различных идейно-политич. направлений от революц.-демократического
до крайне националистического. В целом П. выступает за сплочение всех освободит.
сил в борьбе с колониализмом, неоколониализмом, расизмом и сионизмом. Совместная
программа панафриканистов изложена в документах 6-го панафриканского конгресса
(Дар-эс-Салам, 1974), требующих пресечения эксплуатации империализмом природных
и людских ресурсов Африки, осуществления прогрессивных преобразований и
усиления борьбы за права человека во всём мире.


Лит.: Потехин И. И., Панафриканизм
и борьба двух идеологий, "Коммунист", 1964, № 1; Высоцкая Н. И., Панафриканизм,
в кн.: Идейные течения в Тропической Африке, М., 1969; Zahorski-Koiszewski
J., Pan-Africanism - attempt at definition, "Przeglad socjologiczny", 1972,
t. 25; Thompson V. В.,. Africa and Unity. The evolution of Pan-Africanism,
[N. Y.], 1969; MakonnenR., Pan-Africanism from within, Oxf., 1973; Du Воis
W. Е. В., The World and Africa, N. Y., [1965]; Nkrumah K., Africa must
unite, N. Y., [1970]; Geiss I., Panafrikanismus. Zur Geschichte der Dekolonisation,
Fr./M., [1968]. Н. И. Высоцкая.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я