ОЧЕРК

ОЧЕРК одна из разновидностей малой
формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы,
новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта
и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от
особенностей проблематики О. Очерковая лит-ра затрагивает не проблемы становления
характера личности в её конфликтах с устоявшейся обществ. средой, как это
присуще новелле (и роману), а проблемы гражд. и нравств. состояния "среды"
(воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы "нравоописательные";
она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая лит-pa обычно
сочетает особенности художеств. лит-ры и публицистики.


О. бывает собственно художественным, творчески
типизирующим характеры в "нравоописательном" аспекте; таковы "Записки охотника"
И. С. Тургенева, изображающие крепостнич. нравы в деревне; очерки
Салтыкова-Щедрина, сатирически разоблачающие деградирующие дворянство и
чиновничество; очерки К. Г. Паустовского, Пришвина, Е. Я. Дороша, рисующие
социальную и нац. характерность жизни разных мест России.


Бывает О. и по преимуществу публицистический,
выражающий злободневный интерес к определённому состоянию или тенденциям
развития социальной жизни и воспроизводящий её реальные типич. черты,
а часто и значит. индивидуальные факты, но без их эмоционального претворения
и заострения (домысливания). Такие О. часто содержат общие рассуждения
автора или героев, анализирующие и оценивающие изображённую жизнь (напр.,
очерковые циклы Г. И. Успенского "Крестьянин и крестьянский труд" и "Власть
земли", изображающие и осуждающие разложение деревни с народнич. точки
зрения, или "Районные будни" В. В. Овечкина, выясняющие противоречия колх.
жизни в трудное послевоенное десятилетие). Но бывает О. и чисто документальный,
предельно точно воспроизводящий реальные факты и явления, часто, однако,
в сопровождении прямого публицистич. истолкования или оценки автора-рассказчика
("Тюкалинские страницы" П. Н. Ребрина); такой О. обычно рассматривают как
жанр публицистики. Нек-рые исследователи подлинным О. признают только документальный,
а специфическим жанровым признаком О.- документальность.


По композиции О. очень различны: они могут
состоять из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения
персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью;
из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы; из рассуждений
о них. Для придания единства столь разнородным компонентам важны активность
обобщающей мысли автора, выразительность и колоритность его речи; большую
роль может играть введение рассказчика, передающего свои наблюдения, впечатления,
описывающего встречи и разговоры с осн. героями.


Расцвет очеркового творчества в истории
нац. лит-р возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом обществ.
отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются "нравоописательные"
интересы. Так было в Великобритании в 1-й пол. 18 в., когда происходило
нравств. оскудение господствующих слоев и в сатирич. журналах Р. Стила
и
Дж. Аддисона печатались социально-критич. очерковые зарисовки характеров
и бытовые сценки. Аналогичное явление произошло в России в кон. 1760-х
гг., когда стали выходить сатирич. журналы (в т. ч. "Трутень" и "Живописец"
Н. И. Новикова), разоблачавшие в очерковых формах пороки помещиков
и чиновников в условиях начавшегося кризиса старого строя. К 40-м гг. 19
в., когда кризис углубился, передовая общественность, остро поставила вопрос
о состоянии рус. общества, о нравств. деградации его верхов и угнетённости
его низов, и тогда художеств. и художественно-публицистич. О. стал одним
из ведущих жанров; в эту пору возникло и само их название. Н. А. Некрасов
и В. Г. Белинский выпустили три сб. "физиологических" (изучающих "физиологию",
т. е. внутр. процессы обществ. жизни) О. "натуральной школы". Вся
демократич. лит-pa до 80-х гг. увлекалась О., и даже сатирич. "обозрения"
М. Е. Салтыкова-Щедрина и крест. поэмы Некрасова складывались композиционно
из очерковых частей, объединённых единством их социальнополитической "нравоописательной"
проблематики. В дальнейшем все демократия, писатели во главе с В. Г. Короленко,
М. Горьким отдавали большую дань этому жанру.


В сов. лит-ре и публицистике О.- весьма
распространённый жанр; его стимулируют постоянно назревающие перемены,
обновление в социальной, экономич., правовой, бытовой сферах жизни. Развивая
различные содержательные и композиционные формы (особенно публицистическую),
сов. очеркисты в своих лучших произв. совершенствуют и основную познават.
функцию очерковой лит-ры: пафос исследования, проблемности и разведывания
жизни (напр., "Тяжёлый характер" В. Ф. Тендрякова, "Дейнега остаётся...
Очерки сельской жизни" Г. Г. Радова, "Шаги по росе" В. М. Пескова, "Вокруг
да около" (Р. А. Абрамова, "Деревенский дневник" Е. Я. Дороша).


Лит.: Белинский В. Г., Вступление
к "Физиологии Петербурга", Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Агапов Б.,
Уроки Горького, в кн.: Год тридцать восьмой. Альманах, № 19, кн. 1, М.,
1955; Журбина Е., Искусство очерка, М., 1957; Канторович В., Заметки писателя
о современном очерке, 2 изд., М., 1973; Щеглов М., Очерк и его особенности,
в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1965; Глушков Н. И., Очерк
в русской литературе, Ростов/Д., 1966. Г. Н. Поспелов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я