Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ в
СССР, система гос. и обществ. мероприятий, обеспечивающих гармоничное духовное
и физич. развитие детей и подростков, предупреждение заболеваний и снижение
смертности. Уже в первые дни существования Сов. власти по инициативе В.
И. Ленина был издан ряд декретов, направленных на О. з. д. и п.: "О восьмичасовом
рабочем дне" [29 окт. 1917 (11 нояб. 1918)], в к-ром воспрещалось использовать
труд детей, не достигших 14 лет, а для подростков до 18 лет устанавливалась
продолжительность рабочего дня не более 6 часов; декрет от 16 окт. 1918,
согласно к-рому все учащиеся школ должны находиться под постоянным (диспансерным)
наблюдением врача; "Об усилении детского питания" (14 сент. 1918); "О бесплатном
детском питании" (17 мая 1919), на основании к-рого всем детям до 14 лет,
независимо от классового положения родителей, выдавалось бесплатное питание,
и др. Большую роль в создании О. з. д. и п. сыграли Н. К. Крупская,
А.
М. Коллонтай, В. П. Лебедева и др.


Первоначально задачи охраны здоровья детей
были возложены на Наркомат просвещения. В 1917 был создан школьно-гигиенический
отдел этого Наркомата под руководством врача-большевика В. М. Величкиной
(Бонч-Бруевич);
было определено содержание работы школьного врача, организована первая
в стране профилактич. амбулатория для школьников и школа-санаторий для
ослабленных детей. 11 июля 1918 школьно-гигиенический отдел переименован
в отдел О. з. д. и п. и перешёл в ведение Наркомата здравоохранения. При
отделе в 1921 из представителей Наркомздрава и Наркомпроса был создан Совет
охраны здоровья детей. Осн. звеном в этой системе были детские профилактич.
амбулатории, к-рые оказывали профилактич., общеврачебную и специализированную
помощь в открытых при амбулаториях кабинетах (фтизиатра, стоматолога, окулиста,
психоневролога, специалистов по врачебно-спорт. контролю, профконсультации
и др.), проводили работу по обследованию состояния здоровья больших контингентов
школьников для выявления наиболее распространённых заболеваний и отклонений
в состоянии здоровья, разрабатывали методы их ранней диагностики, лечения
и профилактики. Были созданы диетич. столовые для школьников, оздоровительные
площадки при школах, санатории для детей, страдающих неврозами, туберкулёзом,
лесные школы.


Первый съезд по О. з. д. и п. (март 1919)
осн. внимание уделил вопросам охраны здоровья школьников и определил профилактич.
направление как ведущее. В 1917-30 под руководством гигиенистов и детских
врачей Д. Д. Бекарюкова, А. В. Молькова, А. Г. Цейтлина.
Л. А. Сыркина, А. Я. Гуткпна, С. С. Познанского, Е. П. Радина, Н. А. Глаголева
закладывались основы гигиены детей и подростков. Для науч. разработки
проблемы в Москве в окт. 1927 был создан Центр. н.-и. ин-т О.з. д. и п.
(ныне Ин-т педиатрии и детской хирургии), затем аналогичные ин-ты в Ленинграде,
Горьком, Киеве, Харькове, Новосибирске, Ростове-на-Дону и др.


В 1935 были созданы детские поликлиники,
к-рые в 1949 (совм. с детскими консультациями) были объединены с
детскими больницами или с детскими отделениями больниц для взрослых. Фактически
наступило слияние двух систем медицинского обслуживания детей: системы
охраны
материнства и детства
и О. з. д. и п.


В 1963 при поликлиниках, крупных пром.
предприятиях, производств.-технич. уч-щах были организованы подростковые
кабинеты, мед. персонал к-рых обеспечивает леч.-профилактич. обслуживание
старших школьников, учащихся технич. училищ и подростков, работающих на
произ-ве. По совр. трудовому законодательству, как правило, запрещён приём
на работу лиц моложе 16 лет (см. также статьи Дети, Детский труд, Сокращённое
рабочее время).



В совр. практике сложилась система мероприятий
по О. з. д. и п., осуществляемая поэтапно: детскими поликлиниками, врачами
школ и подростковых кабинетов, диспансерами, санаториями (общего
типа и специализированными), пионерскими лагерями (круглогодичными и сезонными)
Физич. воспитание детей и подростков проводится в общеобразовательных школах,
юношеских спортивных школах, на стадионах, в спортивных пионерских лагерях.
Широко развит детский и юношеский туризм.


В 1959 создан Н.-и. ин-т гигиены детей
и подростков - науч. центр по проблемам здоровья детей и подростков, гигиеническим
вопросам обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, проф.-технич.
уч-щах, профориентации; в 1964 Харьковский ин-т охраны материнства и детства
им. Н. К. Крупской перепрофилирован в Ин-т О. з. д. и п.; Ин-т физиологии
АПН СССР, ряд кафедр мед. вузов и ин-тов физкультуры занимается физиологией
возрастной эволюции, методич. вопросами обучения и воспитания, физич. воспитания
подрастающего поколения и врачебно-спортивным контролем.


После объединённой сессии АМН СССР и АПН
СССР (1871) был организован (1972) научно-методич. совет АМН СССР и АПН
СССР "Здоровье и школа", координирующий науч. исследования физиологов,
гигиенистов, педиатров, психологов, педагогов по осн. проблемам физич.
и психич. развития, обучения и воспитания школьников. Осн. принципы созданной
в СССР системы О. з. д. и п. приняты во всех других социалистич. странах.
См. также Педиатрия.


Лит.: Калюжная Р. А., Сердюконская
Г. Н., Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего
организма, М., 1969; Петровский Б. В., Здоровье народа - важнейшее достояние
социалистического общества, М., 1971; Мананн икона Н. В., Охрана здоровья
детей в СССР, М., 1973.


Р. А. Калюжная.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я