Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ОХЛАЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

ОХЛАЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

ОХЛАЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН отвод
от различных узлов электрич. машин (ЭМ) тепла, выделяющегося в результате
магнитных, электрич. и др. потерь. Предельно допустимый нагрев определяется
теплостойкостью материалов, используемых в ЭМ (изоляция, припой, смазка
и т. д.). Наиболее радикальный метод отвода тепла - охлаждение нагретых
частей ЭМ циркулирующим промежуточным веществом, в качестве к-рого применяются
воздух, различные газы (водород, углекислый газ, гелий и др.) и жидкости
(трансформаторное масло, вода, совол и др.).


Возд. О. э. м. в большинстве случаев достаточно
эффективно, оно наиболее простое и доступное. Существуют три осн. системы
возд. охлаждения: естественное, без принудит. циркуляции воздуха ок. нагреваемых
частей; охлаждение воздухом из окружающего пространства посредством принудит.
вентиляции, обеспечиваемой одним или неск. независимыми вентиляторами либо
одним вентилятором, насаженным на вал ЭМ (внутр. самовентиляция); охлаждение
ЭМ в закрытом (герметичном) исполнении, при к-ром циркуляция воздуха в
корпусе ЭМ поддерживается независимым вентилятором либо внутренней самовентиляцией.
Первая система О. э. м. применяется в маломощных (до неск. сотен вт)
ЭМ закрытого или открытого исполнения, для к-рых не требуется интенсивное
охлаждение; вторая система используется гл. обр. в ЭМ небольшой и средней
мощности; третья - в ЭМ большой и средней мощности, а также тогда, когда
окружающий ЭМ воздух нагрет до высоких темп-р, содержит взрывчатые газы
или пары кислот, разрушающие изоляцию.


О. э. м. спец. газами применяется там,
где затраты энергии на возд. вентиляцию весьма значительны (быстроходные
электродвигатели, турбогенераторы и синхронные компенсаторы). В случае
использования водорода система О. э. м. должна исключать возможность смешения
водорода с воздухом и образования взрывоопасной гремучей смеси. Если же
такая опасность существует, а возд. охлаждение тем не менее нежелательно
(напр., в электродвигателях большой мощности, установленных во взрывоопасных
помещениях с плохой вентиляцией), употребляют в качестве охлаждающей среды
углекислый газ или гелий.


Вода используется для охлаждения статоров
ЭМ повышенной частоты, подшипников мощных электродвигателей и подпятников
генераторов. Если существует опасность замерзания воды, то для О. э. м.
применяют совол. Обмотки мощных трансформаторов охлаждают циркулирующим
маслом.


Лит.: Филиппов И.Ф., Вопросы охлаждения
электрических машин, М.- Л., 1964; Подвижной состав электрических железных
дорог. Тяговые электромашины и трансформаторы, 3 изд., М. 1968; Костенко
М.П., Пиотровский Л.М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1 - 2, Л-, 1973.
Н.
А. Ротанов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я