ОТРИЦАНИЕ

ОТРИЦАНИЕ филос. категория, выражающая
определённый тип отношения между двумя последоват. стадиями, состояниями
развивающегося объекта, процесса. О. является необходимым моментом процесса
развития, борьбы противоположностей. Диалектика в "...позитивное понимание
существующего ... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой
гибели..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с.
22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии
собств. О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения
нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно
и становится иным, и в определённом смысле остаётся тем же самым. Напр.,
юность отрицает детство, и сама, в свою очередь, отрицается зрелостью,
а последняя - старостью. Вместе с тем всё это - различные стадии развития
одного и того же человека. Это непрерывное самоотрицание и характеризует
прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании. "Истинное
- естественное, историческое и диалектическое - отрицание как раз и есть
(рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение
на противоположности, их борьба к разрешение..." (Э н г е л ь с Ф.; там
же, т. 20, с. 640).


Диалектич. О.- это прежде всего творческое
О., когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но "снимается",
сохраняется в новом качестве (см. Снятие). В. И. Ленин подчёркивал,
что для диалектики существенно "... отрицание как момент связи, как момент
развития, с удержанием положительного..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т.
29, с. 207). Это "удер-жание", единство О. и преемственности в развитии
составляет важную черту диалектич. О. как универсального принципа бытия,
по-разному проявляющегося на различных уровнях организации материи.


Лит. см. при ст. Отрицания отрицания
закон. А.Г.
Спиркик.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я