ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ вопрос
об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет
исходный пункт филос. исследования, в силу чего то или иное решение этого
вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует
основу каждого филос. учения. "Философы,- пишет Ф. Энгельс,- разделились
на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос.
Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы...,- составили
идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу,
примкнули к различным школам материализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 21, с. 283).


При постановке О. в. ф. возникает вопрос
не только о приоритете материального или духовного, но и относительно того,
что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает возможность
многочисл. модификаций в решении О. в. ф. как в материализме, так
и в идеализме. Гегель, напр., принимает за первичное некое вне человека
существующее мышление («абсолютную идею»),


А. Шопенгауэр исходит из представления
о бессознательной космич. воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят
из ощущений.


Многие домарксистские и немарксистские
философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному О. в.
ф. Для Ф. Бэкона, напр., О. в. ф.- это проблема овладения стихийными
силами природы. Франц. философ 20 в. А. Камю полагал, что О. в.
ф. есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую
очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке
О. в. ф. Вычленение же О. в. ф. и выяснение его роли в построении филос.
учений принадлежит Энгельсу (см. там же, с. 282-91). Энгельс рассматривал
О. в. ф. как теоретич. итог интеллектуальной истории человечества. Уже
в религ. верованиях первобытных людей содержится определ. представление
об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретич.
рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего
мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального
развития совпадает с образованием противоположности между умств. и физич.
трудом. В ср. века, когда религия стала господств, формой обществ, сознания,
О. в. ф., по словам Энгельса, «... принял более острую форму: создан
ли мир богом или он существует от века» (там же, с. 283). Но лишь благодаря
ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе бурж. революций О. в.
ф. «... мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение...»
(там же).


При формулировании О. в. ф. марксизм-ленинизм
исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и
объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности)
образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое;
любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному
или объективному. О. в. ф. заключает в себе, помимо вопроса об объективно
существующем отношении психического и физического, духовного и материального
вообще, также вопрос о познават. отношении человеческого сознания к миру:
«... Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?
В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы
в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное
отражение действительности?» (там же). Отрицат. ответ на этот вопрос характерен
для представителей скептицизма, агностицизма. Положит, решение этой
проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты
видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от
него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают
познават. деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как
конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как
чисто логич. процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений.


Историч. ограниченность домарксовского
материализма (метафизичность, механицизм, идеалистич. понимание истории)
сказывалась и в решении им О. в. ф.


Эта ограниченность была преодолена лишь
философией марксизма, к-рая понимает духовное как специфич. продукт развития
материи, распространяет диалектико-материалистич. решение О. в. ф. на познание
обществ, жизни. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а
не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм
требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия» (Ленин
В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55-56). Это положение составляет
отправной пункт материалистич. понимания истории. В решении О. в. ф. выявляются
два главных филос. направления - материализм и идеализм, борьба к-рых составляет
содержание историко-филос. процесса.


Лит.: Ойзерман Т. И., Главные философские
направления, М., 1971; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд.,
М., 1973. Т. И. Ойзерман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я