"ОСЛИНЫЙ ХВОСТ"

"ОСЛИНЫЙ ХВОСТ" группировка молодых
художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от Бубнового
валета
и организовавшая в 1912 две одноим. выставки - одну в Москве,
другую, совм. с чл. Союза молодёжи, в Петербурге. Эпатирующее назв.
"О. х.", связанное с одним из эксцессов франц. авангардизма, должно было,
по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский
характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художеств,
творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая
заострённость лозунгов и нарочитое "огрубление" образного строя сближали
художников "О. х." с практикой лит. футуризма. Участники группировки
(Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П.
Бобров, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.)
в противовес "западничеству" "Бубнового валета" обратились к примитивизму
(при
этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов),
традициям рус. иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на вост. иск-во
(последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем нек-рые из этих
художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к совр. течениям
зап.-европ. иск-ва - футуризму и кубизму. На следующих выставках
группировки ( Мишень", 1913; "№4", 1914) ряд её участников выступил с произв.
в духе т. н. лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному
из первых вариантов абстрактного искусства).


Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник,
М., 1913; Дьякон и цын Л. Ф., Идейн ные противоречия в эстетике русской
живописи конца 19 - начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190-198.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я