ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТОРА

ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТОРА литература
осетин,
живущих
в Сев.-Осет. АССР и Юго-Осет. АО. История письменной нац. лит-ры насчитывает
немногим более ста лет. Есть предположения, что прямые предки совр. осетин
- аланы имели письменность ещё в 5 в. н. э.; ср.-век. аланское царство
было разгромлено монг.-тат. нашествием. Культурная традиция оборвалась,
и сквозь века не просочилась даже сколько-нибудь достоверная информация
о памятниках былой письменной культуры. В эти века народ обратился к давней
и привычной фольклорной традиции. Фольклорное достояние осет. народа велико
по объёму и разнообразно по жанровому составу:
нартский {нартовский)
эпос,
сказания о героях даредзанах, сказки, песни, пословицы, притчи,
предания и таураги (были) и т. д.


В сер. 18 в. лучшие представители народа
внесли в нац. самосознание осетин идею необходимости экономич., политич.
и культурной ориентации на Россию, присоединения к Росс, гос-ву. Процесс
осуществления этой идеи привёл к созданию осет. письменности на основе
рус. графики и к изданию в 1798 первой книги на осет. яз. ("Краткий катехизис").
В нач. 19 в. осет. просветитель И. Ялгу-зидзе (1775-1830) создал письмо
на основе груз, графики, но победила рус. ориентация. В 1865 Т. Мамсуров
(1843- 1898) написал первые стихотворения на осет. яз., однако его творчество
стало достоянием читателей лишь в сов. время. Публицисты 60-х н 70-х гг.
19 в., писавшие в основном на рус. (А. Гассиев, И. Кануков, А. Ардасенов)
и груз. (Г. Лнахвели-Чочиев) языках, пытались выработать у народа новые
идеологич. принципы. Своё обществ, назначение они видели в том, чтобы,
с одной стороны, защищать горцев от нравств. дискредитации, к-рая имела
широкое хождение среди поборников самодержавия, а с другой - дать рус.
читателю верное ист.-культурное представление о горских народах. Идеологич.
доминантой О. л. пореформенного периода была мысль о том, что необходимо,
сохранив лучшие черты родовой нравственности, выработать новые представления
о достоинстве личности, преодолеть узость патриарх, мышления.


Самым сильным художником, мыслителем и
обществ, деятелем осетин в 19 в. был К. Хетагуров (1859-1906). Он вслед
за Т. Мамсуровым стал писать на родном яз. и создал классич. по богатству
содержания и красоте форм поэтич. произв., проникнутые идеологией революц.
демократизма. Из современников Хетагурова выделяются И. Кануков (1851 -
99), А. Кубалов (1871-1944), Б. Гурджибети (1868-1905). 19 в. был для О.
л. периодом становления. В нач. 20 в. появилась нац. пресса: газеты "Ирон
газет" ("Осетинская газета", осн. в 1906), "Ногцард" (•"Новая жизнь", осн.
в 1907), журналы "Зонд" ("Разум", осн. в 1907), "Афсир" ("Колос", осн.
в 1910), "Хуры тын" ("Луч солнца", осн. в 1912) и др. Возникла осет. драматургия
и проза. Создателями нац. драматургии и прозы стали Е. Бритаев (1881-1923),
С. Гадиев (1856-1915), А. Коцоев (1872-1944), Ц. Гадиев (1883-1931) и др.
Продолжая традиции Хетагурова, они ввели в лит-ру новые проблемы и новых
героев - борцов за нац. и социальную свободу. Бритаев и Ц. Гадиев были
активными деятелями революции и вплоть до Окт. революции 1917 преследовались
властями. Молодая нац. лит-pa накануне Окт. революции пришла в состояние
упадка: расправа с лучшими писателями, жёсткая цензура, убыточность книгоиздания
при малочисленном читателе подавляли творческую энергию. Из этого состояния
О. л. вывело установление в Осетии Сов. власти.


В сов. время О. л. получила возможности
для всестороннего развития. В первые годы Сов. власти произв. таких писателей,
как Ц. Гадиев, Г. Бараков (1890- 1937), С. Баграев (1888-1941), Коцоев,
Нигер (И. Джанаев, 1896-1947) и др., были проникнуты пафосом борьбы за
революц. преобразования. В 1924-25 при Моск. ассоциации пролет, писателей
была создана осет. группа "Зиу", выпустившая в 1925 и 1927 коллективные
сб-ки. С 1927 в Юж. Осетии начал выходить журн. "Фидиуаг" ("Глашатай").
После образования в 1924 Сев.-Осет. АССР оживилась издат. деятельность:
вышли сб-ки рассказов Коцоева и Кулаева, стихи Баракова, Ц. Гадиева и др.
В 20-е гг. в О. л. пришли К. Фарнион (1907-37), Б. Боциев (1901-44), Д.
Мамсуров (1909-66), Т. Епхиев (1911-58), Г. Кайтуков (р. 1911), Т. Бесаев
(р. 1910), X. Плиев (1908-66), М. Камбердиев (1909-31) и др. 30-е гг. характеризуются
появлением крупных эпич. произв., оживлением драмы. Стали выходить журналы
"Литературой казуэтон" ("Ударник литературы", 1932-33), ежемесячный журн.
"Мах дуг" ("Наша эпоха", с 1934). Были созданы СП Сев. и Юж. Осетии. Осн.
тема лит-ры этих лет - жизнь села во время коллективизации: повести Ц.
Гадиева "Честь предков" (1931), Коцоева "Джанаспи" (1940), роман Д. Мамсурова
"Тяжёлая операция" (1939) и др. Развивалась традиция историч. повествования
(романы Фарниона "Шум бури", 1932, Боциева "Разбитая цепь", 1935, и др.).
Немалых успехов достигла поэзия, особенно в жанре поэмы (произв. Камбердиева,
X. Плиева, Нигера и др.). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 многие
осет. писатели были на фронте. Воен. тематика преобладала во всех жанрах
лит-ры. В послевоен. годы появляются произв. эпич. плана, авторы к-рых
стремятся осмыслить ист. вехи в жизни народа: 1-я кн. трилогии Е. Уруймаговой
(1905-55) "Навстречу жизни" (1949), романы "Поэма о героях" (кн. 1-2, 1948-58)
Д. Мамсурова, "Плечом к плечу" (кн. 1-2, 1954-56) Н. Гаглоева (р. 1900),
"Непобедимая сила" (кн. 1-4, 1954-61) Д. Джиоева (р. 1913) и др. Выходят
сб-ки стихов Кайтукова, Г. Дзугаева (р. 1911), Г. Плиева (р. 1913), Гафеза
(р. 1913), А. Царукаева (р. 1918), Б. Муртазова (р. 1917), Р. Асаева (р.
1923) и др. Развивается лит-pa для детей, в к-рой успешно работают Т. Джатиев
(р. 1910), Д. Туаев (1903-64), С. Бритаев (1898-1961) и др. Крепнут связи
О. л. с др. лит-рами народов СССР, широкие масштабы принимает переводч.
работа. В 60-е гг. О. л. обогащается новыми произв., мн. из к-рых поев,
современности: романы "Люди это люди" (1960) Д. Мамсурова, "Солнцеворот"
(1964) А. Агузарова (р. 1923), повести "Сердце тому свидетель" (1963) Бесаева,
"Осетинская быль" (1965) М. Цагараева (р- 1916) и др. В драматургии успешно
выступают А. Токаев (р. 1910), В. Гаглоев (р. 1931), Г. Хугаев (р. 1922),
Р. Хубецова (р. 1922), Д. Темиряев (р. 1925) и др. В поэзии выступило новое
поколение: Г. Бестауты (р. 1932), X. Дзуццаты (р. 1935), А. Кодзати (р.
1937), В. Малиев (р. 1938), Ш. Джикаев (р. 1938), И. Козаев (р. 1930),
К. Ходов (р. 1942) и др. В области критики и литературоведения работали
и работают X. Ардасенов (1911-68), А. Хадарцева (р. 1920), Г. Гагиев (р.
1932), Н. Джусойты (р. 1925), С. Мерзоев (р. 1927), Г. Калоев (р. 1912)
и др.


Лит.: Тотоев М. С., Очерки истории
культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период,
Орджоникидзе, 1957; Ардасенов X. Н., Очерк развития осетинской литературы.
Дооктябрьский период, Орджоникидзе, 1959; Очерк истории осетинской советской
литературы, Орджоникидзе, 1967; Ардасенты X., Цар эемэе поэзи, Орджоникидзе,
1962; Гаджиты Г., Лирика эемэе базырджын азтээ, Орджоникидзе, 1963. Н.
Г. Джусойты.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я