ОРФИКИ

ОРФИКИ (Orphikoi), представители
религ.-мистич. течения в Др. Греции, происхождение к-рого связано с экстатич.
мистериями
Диониса-Загрея, проникшими из Фракии в Грецию и Юж. Италию, позднее
в Рим. О. считали себя последователями Орфея и его ученика Мусея, будто
бы оставивших для посвящённых тайное предание. Лит-pa О. дошла в фрагментах
разного времени начиная от 6 в. до н. э. (сюда примыкает ряд стилизованных
в духе древнего орфизма гимнов и др. стихотворных текстов времён Рим. империи).
В центре доктрины О. - миф о возникновении человека. Двуполый Фанет, родившийся
из мирового яйца (осколки скорлупы к-рого - небо и земля), поглощён Зевсом,
сосредоточившим полноту божеств, потенций; после этого у Зевса рождается
наследник, грядущий благой повелитель мира - Дионис-Загрей. Однако титаны
растерзывают Загрея и поедают его; Зевс убивает их молнией, и из их пепла
рождаются люди, соединяющие в себе злое естество титанов и благое естество
пожранного титанами Загрея. Ради освобождения божеств, души, заточённой
в темнице тела, нужны особые очистит, обряды и аскетич. предписания (напр.,
запрет есть мясо), тайну к-рых знают О. Благочестивых за гробом ожидает
блаженство, нечестивых - мука в Тартаре; наряду с этим разрабатывается
учение о метемпсихозе (перевоплощении душ). Взаимосвязи между О. и пифагореизмом,
несомненны, однако вопрос о приоритете остаётся спорным. В 5-4 вв.
до н. э. О. имели особый успех среди нар. низов. Мн. авторы осмеивали их
доктрину и обряды как плебейское шарлатанство; напротив, неоплатонизм
пытался сделать из текстов О. своё "священное писание" в противовес
Библии иудеев и христиан.


Источи.: Kern О.. Orphicorum fragmenta,
2 Aufl., В., 1963.


Лит.: Л о с е в А. Ф., Античная
мифология в ее историческом развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к
ней); G u t h r i e W. К. С., Orpheus and Greek religion, 2 ed., L., 1952;
Moulinier L., Orphee et l'оrphisme a 1'epoque classique, P., 1955. С. С.
Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я