ОРКЕСТР

ОРКЕСТР (от греч. orchestra- площадка
перед сценой в др.-греч. театре), большой коллектив музыкантов, играющих
на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного
состава произведения. Грань между О. и инструментальным ансамблем не
вполне чёткая, однако, если в ансамбле каждая партия исполняется одним
музыкантом, для О. характерно исполнение хотя бы нек-рых партий несколькими
однотипными инструментами в унисон. Высшей формой О. является симфонический
О., в состав к-рого входят струнные, деревянные и медные духовые, а также
ударные инструменты. Распространены и О. однородного состава - струнный
О., духовой оркестр. Одна из разновидностей О.- камерный О., отличающийся
от симфонического меньшим числом исполнителей, нередко же и тем, что исполнение
каждой партии поручено одному исполнителю. В связи с особым назначением
исполнительских коллективов сложились военный О. (духовой О., порою расширенного
и смешанного состава), эстрадный О. Многообразны формы О. нар. инструментов.
Особое явление представлял роговой оркестр, к к-рому понятие "О."
не вполне применимо.


Зародившись на рубеже 16-17 вв., симфонич.
О. прошёл длительный путь развития. В составах первых О. преобладали струнные
смычковые (семейства скрипок, виол) и щипковые (лютни, арфы) инструменты;
клавесин или орган составляли основу т. н. группы контгнуо (клавишный инструмент,
виолончели, контрабас, иногда фагот). Эпизодически появлялись духовые инструменты.
Лишь к кон. 18 в. сложился классич. О., к-рый наз. также малым симфоническим.
Обычно в такой О. входили 8-10 первых и 4- 6 вторых скрипок, 2-4 альта,
3-4 виолончели, 2 контрабаса, духовые деревянные инструменты - по 2 флейты,
гобоя, кларнета, фагота (т. н. парный состав), 2 валторны, позднее были
добавлены 2 трубы и литавры. Для подобного состава написаны поздние симфонии
Гайдна и Моцарта, большинство симфоний Бетховена, нек-рые симфонич. произв.
Глинки. Последующее развитие симфонич. О. в 19 в. долгое время шло по пути
расширения его состава и увеличения числа исполнителей. Появился т. н.
большой симфонич. О., к-рый отличается от малого включением 2-3 тромбонов
и тубы. Важный вклад в развитие О. внесли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Р. Штраус,
Г. Малер, а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский.
Ради обогащения колористич. возможностей в О. стали вводиться дополнит,
инструменты, обладающие звучанием особого тембра,- малая, альтовая и басовая
флейты, англ, рожок, гобой д'амур, геккельфон, малый кларнет, басетгорн,
бас-кларнет, саксофон, контрафагот, арфа, челеста, фп., орган и др., различные
ударные, нар. инструменты. Р. Вагнер ввёл в "Кольцо нибслунга" квартет
валторновых (т. н. вагнеровских) туб, басовые трубы. Для исполнения многих
оркестровых партитур нач. 20 в., напр, нек-рых опер Р. Штрауса, предусмотрен
О. численностью более 100 человек. Ещё больших масштабов О. достигает у
Г. Малера, одна из симфоний к-рого (№ 8) прозвана "симфонией тысячи участников"
(включает большой симф. О., солистов и 3 хора). В 20 в. развилась противоположная
тенденция - к применению скромных оркестровых составов. При этом в связи
с дифференциацией партий однородных инструментов партитура зачастую оказывается
не менее сложной.


Расположение исполнителей совр. симфонич.
О. направлено к достижению слитной звучности. В 50-70-е гг. 20 в. получила
распространение "американская рассадка": слева от дирижёра помещаются первые
и вторые скрипки, справа - альты и виолончели, в глубине - деревянные и
медные духовые, контрабасы, слева - ударные.


Лит.: Каре А., История оркестровки,
пер. с англ., М., 1932; Р о г а л ь-Л е в и ц к и й Д м., Современный оркестр,
т. 1 - 4, М., 1953 - 56; В е k k е г P., The orchestra, 2 ed., N. Y., 1963.
И.
А. Барсова.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я