ОРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА лит-pa народа
ория,
населяющего
шт. Орисса (Вост. Индия). Самые ранние памятники (11 вв.) тесно связаны
с фольклором. К 11 в. относят хронику "Мадалапан-джи", к 13-14 вв.- религ.
поэму "Рудрасудханидхи" и юмористич. поэму "Калаша Чаутиша" Ватсадаса.
Первый значит, поэт О. л.- Сараладас (15 в.), переложивший на яз. ория
сказания "Рамаяны", "Махабхараты" и "Сказание о Чанди". Поэты группы
"Пять друзей" (Баларамдас, Джаганнатхдас, Анантдас, Джосавантдас и Ачьютанандадас)
продолжали традиции переложения древнеинд. эпоса. В кон. 16 - нач. 17 вв.
появились прозаич. произв.- гл. обр. жизнеописания ("Джаганнатхачаритамрита"
Дивакарадаса, "Чайтаньябхаговата" Шиварадаса). С кон. 16 в. развивается
т. н. кришнаитская поэзия усложнённой формы, гл. обр. эротическая (Упендрабхадж),
а также более близкая народу вишнуитская лирика: Абхиманью Самантасингхар,
Дина-крушнадас (17 в.), Кависурья Баладева Ратха (1789-1845). Борьба орисцев
против маратхских завоевателей (1740-50) нашла отражение в поэме "Волны
войны" Б. Бададжены (1730-95).


В 18 в. под влиянием религ.-сектантского
движения бхакти появилась тенденция к демократизации лит-ры. Крупнейшими
поэтами-лириками бхакти были Бхактачаран, Г. Кришна (ум. 1862) и Бхима
Бхой (ум. 1895). В кон. 19 в. зародилось просветительство. Его идеи нашли
выражение в прозе Факирмохана Сенапати (1847-1918), в поэзии Р. Роя (1848-1908),
М. Рао (1853-1912), Г. Мехера (1862-1924), сатире Г. Прахараджа, в творчестве
Нандкишора Бала (кон. 19 - нач. 20 вв.).


Нац.-освободит, движение народов Индии
нач. 20 в. вызвало рост нац. самосознания орисцев. Г. Дас (1877-1928) и
его последователи Н. Дас, Г. Мишра и др. стремились способствовать этому
с помощью лит. творчества и просветит, деятельности. Группа "Сабуджа" переносила
опыт Р. Тагора в лит-ру ория. В 20-е гг. появились формалистские кружки.
Значит, стимулом для развития лит-ры послужило образование в 1936 под давлением
народа ория отдельной провинции Орисса. Укрепляются реалистич. тенденции,
особенно в прозе. Известностью пользуются романы Сачи Раутрая, К. Моханти
(р. 1904), Г. Моханти (р. 1914), сатирические произведения Г. Махапатры,
рассказы Р. Роя (р. 1914), С. Моханти (р. 1920), поэзия Р. Гаднаяка и Кунджабехаридаса
(р. 1914), социальные драмы К. Патнаика (р. 1900).


В лит-ре 50-60-х гг. заметно влияние зап.-европ.
модернизма, особенно на поэзию. Т. н. группы "протеста" - "Уанян-лу", ориентирующаяся
на натурализм, спонтанность творчества, "Акабита", отрицающая все традиц.
формы поэзии, "Анам", претендующая на абсолютное новаторство,- отражают
разочарование в бурж. идеалах. Появляются переводы произв. зарубежной лит-ры,
среди них значительное место занимают переводы классической русской и советской
лит-ры.


Лит.: История индийских литератур.
Пер. с англ., М., 1964; Contemporary Indian literature, Delhi, 1957; Адж
ка бхаратия сахитья, Дели, 1958; Mayadhar Marsinha, History of Oriya literature,
Delhi, 1962; Mahapatra S., Oriya: tension between felt experience and "Formal
structure", "Indian literature", 1971, v. 14, № 1, c. 29 - 46. А. С.
Сухочев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я