ОРАТОРИЯ

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от позднелат.
oratoriuin - молельня, лат. ого- говорю, молю), крупное, обычно многочастное
муз. произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как
правило, драматич. сюжет, но предназначенное не для сценического, а для
концертного исполнения. О. близка к кантате, от к-рой отличается
большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии
на рубеже 16-17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы
и
мадригала.
О. с текстом на лат. языке сложилась как объединение нескольких литургич.
мотетов,О. с текстом на итал. языке развилась из драматизированных
диало-гич. лауд. Исполнения литургич. мотетов и лауд первоначально проходили
в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения
проповедей, пения духовных песен. Эти помещения наз. О., откуда произошло
и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом,
сочеталось в духовной О. с диалогич. и хоровыми разделами. Итал. О. с текстом
на лат. языке достигла вершины развития в 17 в.; к нач. 18 в. она была
почти вытеснена О. с текстом на итал. языке. Крупнейшими мастерами лат.
О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. стекстом на итал. языке - Б. Паскуини,
Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини,
А. Страделла. В 18 в. в итал. О. всё большее значение приобретают сольные
разделы - речитативы и арии да капо; О. сближается с оперой,
порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали мн. итал. оперные композиторы
- А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло,
А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также нем., австр., франц. О.,
возникает особая форма О.- т. н. "страсти".


Большой вклад в развитие жанра внесли О.,
написанные в Англии в 30- 40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились
нем., англ, и отчасти итал.традиции. Ведущее место в творчестве Генделя
занимают героич. О. на библейские тексты, в к-рых осн. действующей силой
является народ (-"Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон", "Иуда Маккавей");
Генделю принадлежат и О. на тексты из антич. мифологии. В числе произв.
И. С. Баха -т. н. "Рождественская оратория". Важный этап в развитии О.
связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в кон. 18 в. ("Сотворение
мира" и "Времена года"), обогащены средствами инструментально-симфонич.
мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения.
В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман
("Рай и пери"), К. Сен-Сане, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар,
Р. Воан-Уильямс, в 20 в.- А. Онеггер ("Жанна д'Арк на костре"), Э. Г. Мейер
("Мансфельдская оратория").


1-я рус. О. относится к 1811 ("Минин и
Пожарский, или Освобождённая Москва" Дегтярёва). Большое развитие ораториальное
творчество получило в сов. время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия
в доходчивой и действенной форме значит, тем, художеств, отображения больших
общественно-историч. событий. В числе сов. О.- "Емельян Пугачёв" Коваля,
"Сказание о битве за русскую землю" Шапорина, "На страже мира" Прокофьева,
"Патетическая оратория" Свиридова, "Девушка и смерть" Галынина.
И. Д. Орахелашвили.
И. А. Орбели.
Л. А. Орбели.
С. С. Орбелиани.


Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории
оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955;
Ш и р и н я н Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte
des Oratoriums, Lpz., 1911; В 1 а п с h i L., I grandi dell' oratoria,
Mil., 1964.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я