ОППОРТУНИЗМ

ОППОРТУНИЗМ (франц. opportunisme,
от лат. opportunus - удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика,
противоречащие действительным интересам рабочего класса, толкающие рабочее
движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём соглашательства
и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокац. действий
приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.


О. появляется вместе с развитием революц.
движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой
были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась
у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период
деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли
критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны,
Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией,
а с другой - М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь
авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич.
облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами.
По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление
мелкобурж. идеологии и политики; в теоретич. плане он обнаруживает себя
то как ревизионизм, то как догматизм; в организац. отношении
он оказывается то ликвидаторством (см. Ликвидаторы), то сектантством,
по
направлению своих воздействий на революц. движение он выступает то как
правый, то как "левый" О.; при этом один вид О. может перерастать в другой.


Правый О.- это меняющаяся совокупность
реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных
на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся
от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод.
В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистич. концепция,
к-рая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным
экономич. развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление
социализма, уповает на автоматич. "трансформацию капитализма в социализм".
Защита "сотрудничества" классов, отречение от идеи социалистич. революции
и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к
бурж. национализму, превращение в фетиш легальности и бурж. демократии
- таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений
тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса - рабочей аристократии
и бюрократии, к-рые имеют относительно сносные условия существования.


Уже в кон. 19 в. правый О. получил широкое
распространение в рабочем движении. В качестве идейного знамени им широко
использовались ревизионистские идеи Бернштейна, а позже и догматич. установки
К. Каутского и др. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса в крупнейших с.-д.
партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили
правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин,
большевики, революц. марксисты др. стран на протяжении мн. лет вели непримиримую
борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич.
крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось
предтечей значит, части партий совр. реформизма, унаследовавших
идеи правого О. и полностью отрёкшихся от марксизма.


С возникновением междунар. коммунистич.
движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вёл борьбу против
теории и практики ленинизма. Во 2-й пол. 20 в. правый О. в коммунистич.
движении выступает как правый ревизионизм. Его представители (М.Джилас,
И. Надь, Дж. Гейтс и др., в кон. 60-х гг.- Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек,
Б. Петков и др.), прикрываясь флагом антидогматизма, "творческого развития
марксизма-ленинизма", использовали в качестве идейных источников не только
взгляды правых оппортунистов кон. 19 и нач. 20 вв., но и совр. бурж. и
социал-реформистскую идеологию. В результате развернувшейся острой борьбы
идейные позиции правого О. были разбиты, а его представители оказались
вне коммунистич. движения.


"Левый" О. представляет собой весьма неустойчивую
смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих
революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы
и поражения. Основой "левого" О. являются волюнтаристич. концепции, спекулирующие
на революц. энтузиазме масс. Ставка на "революц. насилие" как на панацею
от всех бед, игнорирование этапов общественно-экономич. развития, "подталкивание"
революций и "кавалерийские атаки" в области экономики - таковы идейные
основы "левого" О. Типичным примером "левого" О. является троцкизм.
"Левый"
О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии,
крестьянства, представителей средних слоев, к-рые под нажимом безудержной
эксплуатации или в обстановке трудностей социалистич. строительства впадают
в крайнюю анархич. революционность. "Левый" О. пытается столкнуть революц.
движение на авантюристич. путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми
революц., марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на
руку буржуазии.


Ленин в работе "Детская болезнь „левизны"
в коммунизме" (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления "левого"
О., возникших в период формирования мирового коммунистич. движения.


С нач. 60-х гг. опасность "левого" О. вновь
возрастает: его отличит, чертой является то, что он начал складываться
как догматизм, а в дальнейшем обрёл форму "левого" ревизионизма, причём
его особо опасной разновидностью является маоизм, ставший в 50-е
гг. гос. идеологией в КНР. В коммунистич. движении идёт острая борьба между
марксистами-ленинцами и "левыми" О. по осн. проблемам обществ, развития:
сущности совр. эпохи, роли главных революц. сил, вопросов войны и мира,
роли стран "третьего мира", разрядки междунар. напряжённости, путей строительства
социализма и расширения демократии и т. д. Совр. "левый" О. пытается подменить
своими концепциями все составные части марксизма-ленинизма, расколоть содружество
социалистич. стран и междунар. коммунистич. движение, клеветнически отождествляет
СССР и США как "две сверхдержавы", стремится столкнуть коммунистов на авантюристич.
путь. Борьба как против правого, так и против "левого" О. является актуальной
задачей мирового коммунистич. движения.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо]
А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17 -18
сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 34; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же, Разногласия в европейском рабочем
движении, там же, т. 20; е г о ж е, Исторические судьбы учения Карла Маркса,
там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; е г о ж е,
Крах II Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против догматизма, сектантства,
"левого" оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма.
Сб., М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные
документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное
совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ревизионизм - главная
опасность, М., 1958; Б у т е н к о А. П., Основные черты современного ревизионизма
(Критический очерк), М., 1959; Марксизм-ленинизм - единое интернациональное
учение, т. 1 - 3, М., 1968- 1969; Критика теоретических основ маоизма,
М., 1973. А. П. Бутенко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я