ОПЕРЕТТА

ОПЕРЕТТА (итал.< operetta,
франц. орerette, букв.- маленькая опера), один из видов муз. театра (разновидность
оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную
музыку, танец, балет с элементами эстрадного иск-ва. В основе муз. драматургии
О. обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой
сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан
и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш
у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю муз. атмосферу спектакля.
Хотя в О. используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной
и инструментальной музыки - ария, дуэт, ансамбль, хор, они обычно
более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Муз.-вокальные
и хореографич. номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи
произв. и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает О. от водевиля
и
др. разновидностей муз. комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную,
дивертисментно-декоративную роль. Термину "О." первоначально придавалось
иное значение. До сер. 19 в. О. наз. небольшие оперы. Истоки О. восходят
к традиции муз.-комедийных спектаклей, её историч. предшественники - комич.
опера, включая оперные пародии, франц. водевиль, австр. и нем. зинггипилъ.


Как самостоятельный жанр О. возникла в
50-е гг. 19 в. во Франции; в 60-е гг. появились австр., в 70-е гг.- англ.,
в 80-е гг.- амер. О. Во Франции получил развитие преим. пародийный тип
О., его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний
поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду",
1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная О. создана в 70-90-х
гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й пол. 19 в. во Франции (поздние
работы Оффенбаха и Эрве, произв. Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в
Австрии (произв. И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы
постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись
к историко-бытовым и лирико-романтич. сюжетам комич. оперы. На рубеже 19
и 20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции-с
фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерч. зрелищем. В австр.
же т. н. новой венской О., в к-рую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли
нац. венг. мелодии, наступил в нач. 20 в. период нового подъёма и широкого
международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало
лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О.- мелодраму-буфф.,
своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции
венской школы нек-рое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую)
О., но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные
муз. фарсы. В 20-30-е гг. в венской О. усилились кризисные черты, утвердились
драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная
О. в значит, степени деградировала идейно и художественно.


В 20-е гг. 20 в. в сев.-амер. О. (возникшей
в кон. 19 в.) утвердился новый вид муз. произв.- мьюзикл, к-рый
объединил муз. комедию и омузыкалснную пьесу (musical play), построенную
иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством
композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера,
Ф. Лоу, Л. Бернстайна.


Рус. дореволюц. опереточный театр (первый
спектакль в 1868) по существу не имел нац. репертуара. Начало советской
О. положено в сер. 20-х гг. композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым.
Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин,
В. П. Соловьёв-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н.
Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер, В. Е. Баснер и др. Они упрочили
связь О. с массовой сов. песней. Обращаются к О. и мастера сов. симфонической
и оперной музыки - В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский,
Г. В. Свиридов. Для работ сов. композиторов характерны лирико-романтич.
направленность, стремление к актуальной совр. тематике, развитие героич.,
патриотич. сюжетов. Создаются историко-бытовые О., муз. комедии для детей,
произв., близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции нар. муз.-комедийного
театра получили развитие в О. композиторов нац. республик - А. С. Айвазян
(Арм. ССР), А. П. Рябова (Укр. ССР), Р. С. Гаджиева (Азерб. ССР), Ш. Е.
Милорава, Г. Г. Цабадзе (Груз. ССР), А. Я. Жилинского (Латв. ССР), Э. А.
Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эст. ССР), Д. X. Файзи (Тат. АССР)
и др. В 40-50-е гг. стала успешно развиваться О. др. европ. социалистич.
стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.


Лит.: Янковский М., Оперетта, Л.-
М., 1937: его же, Советский театр оперетты, Л. - М., 1962; Орелович А.,
Что такое оперетта, М. -Л., 1966; Sсhneidereit О., Operettenbuch, [5 Aufl.],
В., 1958; G r u n В., Kulturgeschichte der Operette, [2 Aufl.], В., 1967.
А.
А. Орелович.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я