ОПЕРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

ОПЕРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО кинематографич.
вид творчества; создание совместно с режиссёром и художником методами киносъёмки
художественно-изобразит. формы кинофильма и телевизионного фильма. В зрительных
образах раскрываются содержание и идея произведения, замысел кинодраматурга
и режиссёра. В кадре -необычайно пластичной изобразит, форме - могут быть
изображены предмет и его детали, явление и его отд. элементы, переданы
выразительность мимики и жеста, различные виды движения, его темп и скорость,
выполнены оптич. "укрупнения" и др. Сцены и эпизоды фильма представляют
собой изобразительно-монтажную композицию, как бы "вертикальную картину",
развёртывающуюся на экране, время показа каждого монтажного кадра ограничено,
поэтому важно оптически организовать и направить внимание зрителя, создать
"эффект присутствия". Для решения этой задачи применяются съёмки движущимся
киносъёмочным аппаратом, особые ракурсы, эффекты освещения и киноперспективы,
вариооптика (трансфокаторы). В зависимости от специфики отд. сцен и эпизодов
в О. и. используются принципы др. изобразит, иск-в и художеств, жанров
- живописи, графики, пейзажа, портрета, батального, бытового и историч.
жанров. О. и. во многом определяет выразительность экранных образов. Основой
операторского мастерства является художеств, освещение объектов киносъёмки-актёрских
мизансцен, архитектурных форм, декораций, интерьера. Обрисовывая светотенью
пластич. формы фигур, жест и мимику актёра, обозначая освещением место
и время действия, оператор решает светотональную и цветовую композиции
каждой сцены, "настроение" эпизода. Кинокамера воссоздаёт на экране цвет
и фактуру материалов, объёмно-пластич. форму фигур в движении, поэтому
применяются различные степени яркости освещения как в чёрно-белом, так
и в цветном киноизображении с целью выявления объёмности предметов, создания
иллюзии глубины пространства и др. Важная роль в О. и. принадлежит композиции
кадра - одному из методов организации киноматериала, дающему возможность
наиболее полно воплотить идеи и образы фильма; раздельно поставленные и
снятые монтажные кадры координируются по развитию действия и по изобразит,
форме: по движению объектов съёмки и киносъёмочного аппарата, по ракурсам,
цвету, освещению, колориту и др.


Возникновение и развитие О. и. тесно связаны
со становлением киноискусства. Самые ранние фильмы представляли
собой "живые фотографии". Постепенно в разнообразных по жанрам кинолентах
выявилось богатство возможностей и значение О. и. В выдающихся сов. фильмах,
снятых в 20-е гг., - -"Броненосец „Потёмкин"" (оператор Э. К. Тиссэ), "Мать"
(оператор А. Д. Головня) и др., крупные планы, ракурсные съёмки, новаторские
приёмы освещения были использованы для воспроизведения динамики революц.
действия, создания образов людей революции. В стремлении к овладению новыми
средствами выразительности для воплощения событий революц. истории и современности
формировалась сов. школа О. и. В 30-е гг. в кинокартинах "Земля" (оператор
Д. П. Демуцкий), "Чапаев" (оператор А. И. Сигаев), трилогии о Максиме (оператор
А. Н. Москвин), "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" (оператор Б. И.
Волчек) и др. О. и. достигло высокого художеств, уровня в батальных сценах,
живописного мастерства в кинопортрете и жанровых эпизодах. С сер. 50-х
гг. одновременно с внедрением новых систем кинематографа, в т. ч. широкоэкранного
и широкоформатного, совершенствуются и изобразит, возможности О. и. Создаются
художественно-значит. по операторскому решению и мастерству фильмы: "Отелло"
(оператор Е. Н. Андриканис), "Летят журавли" (оператор С. П. Урусевский),
"Иваново детство" (оператор В. И. Юсов), "Дневные звёзды" и "Чайковский"
(оператор М. М. Пилихина), "Война и мир" (оператор А. А. Петрицкий), "У
озера" (оператор В. А. Рапопорт), "Белая птица с чёрной отметиной" (оператор
Ю. Г. Ильенко), "Освобождение" (оператор И. М. Слабневич), "Невестка" (оператор
X. К. Нарлиев), "Укрощение огня" (оператор С. А. Вронский) и мн. др. Интенсивное
развитие системы выразит, средств характерно и для телефильмов, в к-рых
осн. внимание сосредоточивается на возможности максимально глубоко и убедительно
раскрыть внутр. мир человека; особенно показательны телефильмы "Адъютант
его превосходительства" (оператор П. Н. Терпсихоров) и "Семнадцать мгновений
весны" (оператор П. В. Катаев). Массовый характер, стремит, рост кинематографии
и телевидения, расширение тематики и жанров фильмов определяют и рост требований
к художественно-изобразит. культуре, её органич. подчинению идейной направленности
произведения; большое значение приобретают все компоненты О. и.- портретные
характеристики персонажей, светотональ-ное и колористич. решение, фотографич.
и технич. качество изображения и др. Метод социалистич. реализма предоставляет
деятелям сов. школы О. и. возможности полного раскрытия творческой индивидуальности,
применения новаторских приёмов киновыразительности как необходимого условия
воссоздания действительности в ярких и убедительных художеств, образах.


Развитию О. и. в капиталистич. странах
большой ущерб наносили ремесленничество, стандартизация изобразит, формы,
насаждавшиеся кинопредпринимагелями, влияние антиреалистич. тенденций,
голливудских эстетич. норм в выборе планов, композиций мизансцен, схем
освещения. Однако лучшие представители О. и. стремились обогащать и совершенствовать
своё мастерство, правдиво отражать жизнь, развивать прогрессивные традиции
национального изобразит, иск-ва. Большой вклад в О. и. разных периодов
развития кинематографа внесли операторы Германии, Франции, США, Италии,
Мексики, Японии. Значит, успехов достигли мастера О. и. Польши и др. зарубежных
социалистич. стран.


Лит.: Головня А., Свет в искусстве
оператора, М., 1945; его же, Мастерство кинооператора, М., 1965; Косматов
Л., Операторское мастерство, М., 1962; его ж е, Свет в интерьере, М., 1973;
И л ь и н Р. Н., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973. А. Д. Головня.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я