ОПЕРА

ОПЕРА (итал. opera, букв.- сочинение,
от лат. opera - труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматич.
иск-ва. Лит. основа О. (либретто) воплощается средствами муз. драматургии
и в первую очередь в формах вокальной музыки.


О.- синтетич. жанр, объединяющий в едином
театр, действии различные виды иск-в; драматургию, музыку, изобразит,
иск-во (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились
определённые формы оперной музыки. При наличии нек-рых общих закономерностей
оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются
различно. Разнообразны вокальные формы классич. О. Характеры героев наиболее
полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина,
монолог,
баллада,
песня). Различные функции в О. имеет речитатив - муз.-интонационное
и рит-мич. воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно
и в муз. отношении) отд. законченные номера; часто является действенным
фактором муз. драматургии. В нек-рых жанрах О., преим. комедийных, вместо
речитатива используется разговорная речь, обычно - в диалогах. Сценич.
диалогу, сцене драматич. спектакля в О. соответствует муз. ансамбль
(дуэт,
трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика к-рого даёт возможность создавать
конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение
характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминац. или
заключит, моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он
может быть фоном, не связанным с осн. сюжетной линией; иногда своеобразным
комментатором происходящего; его художеств, возможности позволяют показать
монумент, картины нар. жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (напр.,
роль хора в нар. муз. драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и
"Хованщина"). В муз. драматургии О. большая роль отведена оркестру,
симф.
средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает
также самостоят, оркестровые эпизоды - увертюру, антракт
(вступление
к отд. актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет, хореографические
сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.


История О. тесно связана с развитием культуры
и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного
идеологич. форпоста муз. иск-ва, отражая острые проблемы современности
- социального неравенства, борьбы за нац. независимость, патриотизма.


Истоки муз. театра - в нар. празднествах,
игрищах. Уже в др.-греч. дионисий-ских играх, греч. трагедии велика роль
музыки. Существ, место отводилось ей и в ср.-век. народных культовых ("священных")
представлениях. Как самостоят, жанр О. сформировалась на рубеже 16-17 вв.
За неск. веков её существования сложилось множество нац. оперных школ,
стилей, типов оперного произв. Во многих европ. нац. культурах в соответствии
с гуманистич. идеями эпохи Возрождения вырабатывались принципы нового
типа муз.-драматич. спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом
в классич. стране Ренессанса - Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов,
художников (т. н. "Флорентийская камерата", 1580) проповедовала возрождение
антич. трагедии. Идеалом флорентинцев в музыке была простота, естественность
высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе
были написаны первые О.- "Дафна" (1597-98) и "Эвридика" (1600), музыка
Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О.-
"Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного дарования,
он создал произв., отличающиеся глубиной драматич. выражения, мастерской
лепкой характеров.


Во Франции оперная школа сложилась несколько
позже (2-я пол. 17 в.). О. её основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста",
1674; "Армида", 1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля.
Люлли создал классич. тип франц. "лирической трагедии" (лирическая, т.
е. музыкальная) - гармонично построенной монумент, композиции из 5 актов
с прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце Зго
акта; основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции
Люлли в "лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо. В 17 в. своеобразный
оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем
комп. Г. Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый нем. оперный композитор
- Г. Шюц ("Дафна", 1626). На рубеже 17-18 вв. в итал. музыке большое
значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти,
основоположником
нового типа О.- оперы-сериа (букв.- серьёзная О.)- Героич., мифоло-гич.
тематике, её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые
арии, в к-рых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное иск-во.
Постепенно лит.-драматич. содержание стало лишь фоном для виртуозных арий
солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм,
мелодич. и гармонич. богатство муз. языка выделяют его произв. среди О.
этого типа ("Юлий Цезарь в Египте", "Тамерлан", обе 1724; "Роделинда",
1725, и др.).


К сер. 18 в. опера-сериа исчерпала свои
художеств, возможности, она уже не отвечала эстетич. потребностям времени.
На смену пришло новое, более демокра-тич. иск-во - комич. О. Наигранному
пафосу отжившей классицистской О. противопоставляется комедийная тематика,
выспренным статичным ариям - живая музыка. В разных странах сложились нац.
разновидности комич. О. В Италии- опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа
и театр, комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези
("Служанка-госпожа",
1733) и окончательно сформировался в операх Дж.
Паизиелло ("Мельничиха",
1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В Англии - балладная
опера
("Опера нищего", обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании
- тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа, 1804). Во Франции - комич.
опера. В этом жанре писали Э. Дуни ("Влюблённый художник", 1757),
Ф. А. Филидор ("Садовник и его господин", 1761), А. Э. Гретри
("Ричард
Львиное сердце", 1789). В Австрии и Германии - зингшпилъ
("Доктор
и аптекарь" К. Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).


Выдающееся значение имела деятельность
крупнейших реформаторов оперного иск-ва К. В. Глюка и В. А. Моцарта,
отразивших
в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героич. муз.
трагедию, в к-рой достиг органич. единства всех муз.-драма-тургич. средств
выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.). Моцарт,
опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистич.
образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан", 1787), филос.
сказки ("Волшебная флейта", 1791).


Первые рус. оперные спектакли появились
в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана ("Мельник - колдун, обманщик
и сват" М. М. Соколовского, 1779; "Санктпетербургский гостиный двор", в
новой ред. под назв. "Как поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского
- В. А. Пашкевича, 1782; "Ямщики на подставе" Е. И. Фомина, 1787).
Рус. опера с самого начала формировалась как демократич. жанр, основываясь
на нар. и бытовой музыке, в тесной связи с лит-рой своего времени.


Откликом на Великую франц. революцию явились
монументально-драматич. произведения агитац. плана ("Республиканская избранница,
или Праздник добродетели", первонач. назв.- "Праздник Разума", Гретри,
1794) и др. оперы героич. жанров, в т. ч. "опера спасения" ("Лодоиска"
Л. Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название
отражает специфич. сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких
гуманистич. идей, победой "добра") строилась на сопоставлении контрастных
образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии - опера Л. Бетховена
"Фиделио"
(1805, 3-я ред. 1814). Комич. О. продолжала развиваться в творчестве Ф.
Буальдьё
("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-Дьяволо",
1830). Типич. черты итал. комич. О. нашли блестящее выражение в творчестве
Дж. Россини
("Севильский цирюльник", 1816).


Нач. и сер. 19 в. связаны с утверждением
романтизма
в
нац. оперных школах. В Германии основоположником романтич. О. был К. М.
Вебер ("Вольный стрелок", 1820), в романтич. плане выдержаны ранние
оперы Р. Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во
Франции романтич. стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера,
с
именем к-рого связано развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол",
1830; "Гугеноты", 1835), в Италии - В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма",
обе 1831), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди
в
ранний период его деятельности ("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом
крестовом походе", 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется "Аскольдова
могила" А. Н. Верстовского (1835).


19 в.- время становления и расцвета рус.
О. Главой рус. классич. О. был М. И. Глинка. Его О.- нар.-патриотическая
"Иван Сусанин" (1836) и сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) -
ярчайшие образцы реалистич, оперного иск-ва. Первую в России социально-бытовую
драму создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).


Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём
рус. О., связанный с деятельностью композиторов "Могучей кучки". Один
за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры,
создаются новые. Среди них - нар. муз. драмы М. П. Мусоргского ("Борис
Годунов", 1869, 2-я ред. 1872; "Хованщина", завершена Н. А. Римским-Корсаковым,
1883),
где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпич. опера
А. П. Бородина "Князь Игорь" (завершена Римским-Корсаковым и А.
К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова - сказочная "Снегурочка"
(1881), О.-былина "Садко" (1896), О.-легенда "Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии" (1904), О.-сатира "Золотой петушок" (1907) и др.
Одно из величайших явлений муз. театра - оперное творчество П. И. Чайковского.
Тонкий
психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О.
("Евгений Онегин", 1878; "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890). Он обращался
и к историко-патриотич. темам ("Орлеанская дева", 1879; "Мазепа", 1883),
и к нар.-бытовым ("Черевички", 1885). Оперный репертуар обогатили также
А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1871), А. Н. Серов ("Вражья сила",
1871), С. И. Танеев ("Орестея", 1894), С. В. Рахманинов
("Алеко",
1892).


Классиком реалистич. иск-ва в Италии был
Дж. Верди - создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии
("Риголетто", 1851; "Травиата", 1853; "Аида", 1870; "Отелло", 1886; "Фальстаф",
1892). Для франц. муз. театра 2-й пол. 19 в. характерен жанр лирич. оперы,
пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный:


"Фауст" Ш. Гуно (1859), "Лакме"
Л. Делиба (1883), "Манон" Ж. Массне (1884). Вершина оперного
реализма во франц. музыке 19 в.- "Кармен" Ж. Визе (1874), яркость,
эмоциональность образов, своеобразие муз. языка к-рой ставят её в ряд лучших
произведений мировой классики.


Нем. опера 2-й пол. 19 в. связана с именем
Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на муз. иск-во Европы. Вагнер,
как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии
- система лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности муз. развития,
он отказался от деления актов на отд. номера. Особую роль в сложной, психологически
утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим
принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские
оперы Вагнера - "Тристан и Изольда" (1859), тетралогия "Кольцо нибелунга"
(1854-74), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867), "Парсифаль" (1882).


В последнем десятилетии 19 в. в итал. О.
возникло новое направление - веризм. Среди веристских О. выделяются
"Сельская честь" П. Масканъи (1890), "Паяцы" Р. Леонкавалло (1892).
Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", 1892;
"Богема", 1895; "Тоска", 1899; "Чио-Чно-сан", 1904).


В результате освободит, движения в Вост.
Европе в 19 в. складываются нац. оперные школы. На мировую арену выходят
чеш., польск., венг. О.: "Бранденбуржцы в Чехии" (1863) и "Проданная невеста"
(1866) Б. Сметаны, "Галькам С. Монюшки (1847), "Ласло Хуньяди"
(1844) и "Банк Бан" (1852) Ф. Эркеля.


Аналогичный процесс становления нац. оперных
культур наблюдается у ряда народов дореволюц. России. Представителями этих
школ являются: на Украине- С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за
Дунаем", 1863), Н. В. Лысенко ("Наталка Полтавка", 1889), в Грузии
- М. А. Баланчивадзе ("Дареджан коварная", 1897), в Азербайджане
- У. Гаджибеков ("Лейли и Меджнун", 1908), в Армении - А. Т. Тигранян
("Ануш",
1912) и др.


Муз. течения кон. 19 - нач. 20 вв. представлены
и в оперном иск-ве: импрессионизм - в операх К. Дебюсси ("Пеллеас
и Мелизанда", 1902): экспрессионизм - Р. Штрауса ("Саломея",
1905; "Электра", 1908), А. Шёнберга ("Ожидание", 1909; "Счастливая
рука", 1913), А. Берга ("Воццек", 1921), П. Хиндемита ("Кардильяк",
1926, новая ред. 1952). Тенденции неоклассич. стилизации нашли отражение
в ряде произв. И. Стравинского (О.-оратория "Царь Эдип", 1927).
Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений:
Д. Мийо ("Бедный матрос", 1927; "Христофор Колумб", 1930), К. Орфа
("Луна",
1938; "Умница", 1942), М. де Фалъи ("Жизнь коротка", 1905, пост.
1913), 3. Кодая ("Хари Янош", пост. 1926), Л. Яначека
("Её
падчерица", 1903), Дж. Энеску ("Эдип", 1932), П. Владигерова
("Царь
Калоян", 1936) и др. Значит, явлением в О. 20 в. стала "Порги и Бесс" Дж.
Гершвина (1935). Это - первое произв. амер. композитора в муз.-драматич.
жанре, написанное ярким муз. языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее
остросоциальные проблемы.


Сложны пути О. в капиталистич. странах.
В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие
оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения совр.
музыки с принципами реалистич. О., продолжают создавать ценные произведения.
К таким передовым явлениям относятся О. франц. комп. Ф. Пуленка ("Человеческий
голос", 1959), итал. комп. Л. Даллапикколы ("Заключённый", 1948),
итал. композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти ("Медиум", 1942;
"Консул", 1950). Крупными достижениями совр. англ. О. являются произв.
Б. Бриттена ("Питер Граймс", 1945; "Сон в летнюю ночь", 1960), А.
Буша
("Уот Тайлер", 1950).


Особое место в истории развития О. занимает
советское оперное иск-во, сложившееся после Великой Окт. социалистич. революции.
Сов. композиторы, опираясь на классич. традиции и метод социалистич. реализма,
стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их
многообразии. Сов. муз. театр складывался как многонациональный (в нек-рых
республиках - Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии -
нац. муз. театр был создан впервые в годы Сов. власти). Новым в сов. О.
было обращение к совр. сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского
("Тихий
Дон", 1934, пост. 1935), Т. Н. Хренникова ("В бурю", 1939, нов.
ред. 1952) и др. сформировался тип "песенной" О. (песня - основа муз. драматургии).
К выдающимся достижениям сов. О. принадлежат "Семён Котко" (1939) и "Война
и мир" (1943, окончат, ред. 1952) С. С. Прокофьева,
"Леди Макбет
Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1932, новая ред. 1962) Д. Д. Шостаковича.
Появились
яркие образцы нац. классики: "Даиси" 3. П. Палиашвили
(1923), "Алмаст"
А. А. Спен-диарова
(1928), "Кёр-Оглы" У. Гаджибекова (1936). В сов.
О. нашла отражение героич. борьба сов. народа во время Великой Отечеств,
войны 1941-45: "Семья Тараса" Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я ред.
1950), "Молодая гвардия" Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я ред. 1950), "Повесть
о настоящем человеке" Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значит, вклад
в сов. О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И.
Мурадели, С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин,
В.
Я. Шебалин, Р. К. Щедрин
и др., а также композиторы братских
республик - Ф. Амиров, М.
Ашрафи, С. А. Баласанян,
Е.
Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д.Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов,
А.
К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н.
Лятошинский,
Г. И. Майборода,
А. М. М. Магомаев, А.
Малдыбаев,
В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова,
Ш. Сайфиддинов,
Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили,
Е. К. Тикоцкий,
В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и
мн. др. По пути социалистич. реализма развивается оперное иск-во европ.
стран социализма. Среди композиторов этих стран - П. Дессау
(ГДР),
Л. Пипков (Болгария), Э. Сухонъ
(Чехословакия), Ш. Соколаи
(Венгрия) и др.


См. также разделы Музыка в статьях об отдельных
союзных и автономных республиках и странах.


Лит.: Рол дан Р., Опера в XVII веке
в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля-Лоранси Л. де,
Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; А с а
ф ь е в Б. В., Опера, в сб.: Очерки советского музыкального творчества,
т. 1, М.- Л., 1947; Д р у с к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы.
На материале классического наследия, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия
русской оперной классики, М., 1952; е г о ж е, Очерки по драматургии оперы
XX века, М., 1971; Советская опера. Сб. критических статей, М., 1953; Г
о з е н-пуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л.,
1959; его же, Русский советский оперный театр. (1917- 1941). Очерки истории,
Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, [т. 2] - 1857 - 1872,
Л., 1971; X о х л о в к и н а А., Западноевропейская опера. Конец XVIII
- первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Ванслов В., Опера и её сценическое
воплощение, М., 1963; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1-2,
М., 1966-73 (т. 1, в. 1 совм. с В. В. Протопоповым); Loewenberg A., Annals
of opera 1597 - 1940, v. 1 - 2, 2 ed., Gen., 1955; E w e n D., Encyclopedia
of the opera, N. Y., 1955; BrockwayW., Weinstock H., The world of opera...,
L., 1963. М.Р.Волкова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я