ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж
ontos - сущее и ...логия), раздел философии, в к-ром рассматриваются
всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
По своему существу О. выражает картину мира, к-рая соответствует определ.
уровню познания реальности и фиксируется в системе филос. категорий, характерных
для данной эпохи, а также для той или иной филос. традиции (материализма
или идеализма и т. п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретич.
система непременно опирается на определ. онтологич. представления, составляющие
её устойчивое содержат, основание и подвергающиеся изменениям по мере развития
познания.


Термин "О." был впервые употреблён в филос.
лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики. Получил
широкое распространение в школе X. Вольфа, у к-рого О. стала обозначать
первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего
как такового. До нач. 19 в. О. развивалась умозрительно, опираясь на спекулятивные
представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения
о бытии, подвергнутая критике в нем. классич. философии, была полностью
преодолена марксизмом, к-рый показал необходимую связь и единство О., гносеологии
и логики и, следовательно, зависимость онтологич. представлений от наличного
уровня и форм познания.


В 20 в. возрастание уровня абстрактности
науч. познания выдвигает нек-рые принципиальные онтологич. проблемы: построение
адекватной онтологич. интерпретации абстрактных понятий совр. науки (напр.,
физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретич. фундамента
для совр. методологич. подходов и направлений (напр., онтологич. базис
системного подхода, кибернетики и т. д.). В совр. марксистской лит-ре вопрос
об О. является предметом дискуссии: если одни считают, что О. не имеет
права на самостоят, существование, то, по мнению других, в рамках диалектич.
материализма О. должна выступать в качестве его особого раздела.


Для ряда направлений совр. бурж. философии
(в частности, для феноменологии, экзистенциализма, персонализма) характерны
попытки возродить проблематику О. в новом, преим. субъективно-личностном
ключе - как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает
мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.
Э. Г. Юдин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я