ОМЕЙЯДЫ

ОМЕЙЯДЫ династия араб, халифов.
(661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым
омейядским халифом был Муавия 1, сын главы мекканских курейшитов
Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али
и
в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства
Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, О. завоевали
Сев. Африку, б. ч. Пиренейского п-ова, Ср. Азию и др. терр. (см. Арабские
завоевания);
вели длительную, но безуспешную войну против Византии,
предпринимали неск. осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.). О. ввели
наследственный принцип верховной власти в роде О. (вместо избрания халифов,
после Мухаммеда). Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат
О. иногда наз. Дамасским халифатом), Сирия стала столичной пров. халифата.
Осн. социальной опорой О. была араб, феодализировавшаяся знать, осн. производит,
силой - крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся гл. обр.
в сфере обслуживания и в войсках. Ремесл. произ-во и торговля сохранялись
преим. в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством,
а также поставляло служащих в гос. аппарат. После смерти последнего омей-ядского
халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683)
халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мер-ваниды,
халифы ветви О., начало к-рой положил Мерван I (правил в 683-685). При
О. в гос. учреждениях вместо греч. и др. местных яз. был введён араб, язык.
Сасанидские и визант. монеты, находившиеся до того в обращении, заменены
золотым динаром и серебряным дирхемом араб.чеканки. Значит, развития достигли
торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, к-рыми
облагалось покорённое арабами население (при О. вместо фиксированной дани
времён араб, завоеваний был введён налог по платёжеспособности), поземельная
политика О., рассчитанная на рост гос. доходов и ущемлявшая интересы не
только местного, но и араб, населения, отказ от норм первоначального ислама,
освобождавших обращённых в ислам подданных неарабского происхождения от
налога джизъя, сузили социальную базу О. и привели к мощным антиправительственным
восстаниям, проходившим гл. обр. под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и
хариджитов.
В
результате восстания 747-750 под рук. Абу Муслима
О. были свергнуты,
к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших О. Аб-даррахману
I
удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив
начало династии Кор-довских О.


Лит.: Бартольд В. В., Эпоха Омей-ядов
по новейшим исследованиям, Соч., т. 6, М., 1966; его же, Халиф Омар II...,
там же; Заходер Б. Н., История восточного средневековья, М., 1944; Беляев
Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; Надирадзе Л. И., Проблема
государственной собственности на землю в халифате в VII-VIII вв., в сб.:
Арабские страны, М., 1970; Петрушевский И. П., К истории рабства в халифате
VII - X вв., "Народы Азии и Африки", 1971, № 3; S h a b a n M. A., The
Abbasid revolution, L., 1970. Л. И. Надирадзе.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я