ОМАР ХАЙЯМ

ОМАР ХАЙЯМ Гиясаддин Абу-ль-Фатх
ибн Ибрахим (ок. 1048, Нишапур,- после 1122, там же), персидский и таджикский
поэт, математик и философ. Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде,
Исфахане и др. городах Ср. Азии и Ирана. В философии был последователем
Аристотеля и Ибн Сины. Математич. соч. О. X., дошедшие до наших дней, характеризуют
его как выдающегося учёного. В трактате "О доказательствах задач алгебры
и алмукабалы" он дал в геометрич. форме систематич. изложение решения ур-ний
до третьей степени включительно. Трактат "Комментарии к трудным постулатам
книги Евклида" содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате "Об
искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле"
рассмотрена известная классич. задача, решённая Архимедом. Всемирную известность
принёс О. X. как поэту цикл четверостиший ("Рубаийат"). Наукой ещё не решён
вопрос, какие из приписываемых О. X. четверостиший доподлинно принадлежат
ему. Более или менее твёрдо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся
в наиболее древних списках. Разительно выделяясь из общего русла развития
перс, лирики, поэзия О. X. лишена вычурности образов, красивости; она функционально
связана с кругом мотивов его философии, к-рый чётко ограничен: трава, произрастающая
из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар,
гончарная мастерская и кувшины - взаимоотношения между творцом, миром и
индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной
жизни позволяют поэту резко полемизировать с офиц. религ. догмами. Стиль
О. X. предельно ёмкий, лаконичный, изобразит, средства просты, стих чеканный,
ритм гибкий. Осн. идеи - страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв
к свободе личности. В ср.-век. перс, и тадж. поэзии О. X.- единств, поэт,
в стихах к-рого лирич. герой в значит, мере выступает как автономная личность.
Поэт поднялся до отчуждения лирич. героя от царя и бога; герой этот, бунтарь
и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религ. догму о божественно-разумном
устройстве мира. Однако в творчестве О. X. немало сложных и противоречивых
проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных
исследователей.


Соч.: Робаиййате Хаййам, Тегеран, 1335
с. г. х. (1956); Коллийате асаре парение хакиме Омаре Хаййам, Тегеран,
1338 с. г. х. (1959); в рус. пер. -Трактаты. [Пер.Б.А.Розенфельда. Вступ.
ст. и коммент. Б.А.Розенфельдаи А. П.Юшкевича], М., 1961; Рубайят.[Пер.
и вступ. ст. В. Державина], Душанбе, 1965; Рубайят. [Пер. Г. Плисецкого],
М., 1972.


Лит.: Морочник С. Б., Розенфельд
Б.А., Омар Хайям-поэт,мыслитель, ученый, [Душанбе], 1957; Алиев Р. М.,
Османов М.-Н., Омар Хайям, М., 1959; Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П., Омар
Хайям, М., 1965; Swami Gowinda Tirtha, The nectar of grace. Omar Khayyam's
life and works, Allahabad, [1941]; Али Дашти, Дами ба Хаййам, Тегеран,
1348 с. г. х. (1969); его же, In search of Omar Khayyam, L., 1971. М.-Н.
О. Османов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я