ОЛИГОПОЛИИ ТЕОРИЯ

ОЛИГОПОЛИИ ТЕОРИЯ буржуазная экономич.
теория, анализирующая новые формы господства групповых монополий на рынке
(см. Олигополия). О. т. носит апологетич. характер и направлена
на разработку практич. рекомендаций для корпораций и бурж. гос-ва.


В кон. 19 - нач. 20 вв. математическая
школа
бурж. политич. экономии исследовала один из видов олигополии
- дуополию. В кон. 20-х гг. 20 в. Э. Чемберлин (США) в своей
теории монополистич. конкуренции (см. Монополистической конкуренции
теория)
рассматривал олигополию в основном как групповую монополию
конкурентов на рынках дифференцированных товаров одного и того же вида
(напр., автомашин разных классов), а также дал анализ олигополии применительно
к рынкам стандартизованной продукции; Г. Штаккельберг (Германия) классифицировал
различные виды олигополии. С выходом в свет работ Дж. М. Кларка, Р.
Триффина, У. Фелнера (США) и др. в O.ff. стал учитываться более сложный
характер рыночных условий (взаимосвязь между отраслями, сдвиги в спросе
и предложении товаров, в активах компаний, уровень информации о рынке и
т. д.). Однако исследования бурж. экономистами рыночных проявлений групповой
монополии оторваны от анализа важнейших внерыночных факторов (производств.,
финанс., социальных, политических и др.), что маскирует монополистич. характер
олигополии, её разностороннее воздействие на обострение противоречий капитализма
в условиях научно-технич. революции. Ряд бурж. экономистов (П. Сэмюэлсон,
Р.
Дорфман - США и др.), признавая, что олигополия преследует цель достижения
наивысшей прибыли, вместе с тем считает, что функционирование групповой
монополии подчинено интересам потребителя. Это противоречит их признанию,
что олигополпстич. структура отрасли и методы неценовой конкуренции
способствуют
сохранению и росту монопольных цен, к-рые понижают реальную заработную
плату трудящихся. Другие бурж. экономисты, напр. Дж.
Голорейт (США),
выявляют отрицательное воздействие олигополии на потребителя, но одновременно
доказывают "рациональный" и даже плановый характер её деятельности, направленной
якобы на сохранение высоких темпов роста произ-ва. Прямые защитники монополий
используют О. т. для ограждения гигантских корпораций от действия антитрестовского
законодательства.



Лит.: Самуэльсон П., Экономика,
[пер. с англ.], М., 1964; Г э л б р е и т Д.-К., Новое индустриальное общество,
пер. с англ., М., 1969; Козлова К. Б., ЭнтовР. М., Теория цены, [М., 1972],
гл. 6. См. также лит. при ст. Дуополия. Ю. А. Василъчук.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я