ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА одна
из старейших и крупных жел. дорог СССР, объединяет сев.-зап. участки ж.-д.
сети Европ. части СССР. Управление - в г. Ленинграде. Граничит с Сев. ж.
д. [станции Маленга, Кошта (вблизи Череповца), Сонково], с Моск. ж. д.
[станции Москва (Октябрьская),Савёлово, Шаховская и Осуга], с Белорусской
ж. д. (станции Езерище и Дретунь), с Прибалтийской ж.д. (станции Зилупе,
Пыталово, Печоры-Псковские и Нарва), с ж. д. Финляндии(станции Лужайка,
Светогорск и Сювяоро). По эксплуатац. длине 10 026 км занимает (1974)
2-е место среди 26 жел. дорог СССР. До 1923 наз. Николаевской ж. д. В состав
О. ж. д. входят первые жел. дороги России общего пользования, в частности
участок Ленинград- Пушкин - Павловск (б. Царскосельская ветка, построенная
в 1837) и двухпутная линия Ленинград - Москва, сданная в эксплуатацию в
1851. О. ж. д. к нач. 70-х гг. имела 11 отделений: Мурманское, Кемьское,
Петрозаводское, Волховстроевское, Бологовское, Московское, Ржевское, Псковское
и 3 отделения, к-рые объединяли участки дороги, примыкающие к Ленингр.
узлу. О. ж. д. простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (св.
2 тыс. км), св. 900 км расположено за Полярным кругом. В
юж. части дорога имеет достаточно развитую сеть линий как меридианных,
так и широтных, в сев. части - осн. линия Ленинград - Мурманск с рядом
ответвлений от неё. О. ж. д. связывает Москву и Ленинград и обслуживает
нар. х-во и население Мурманской обл., Карельской АССР, Ленинградской,
Псковской, Новгородской и частично Калининской, Вологодской, Московской
и Ярославской обл. Осн. грузы: стройматериалы, лесные, руда, химич. и минеральные
удобрения, нефтяные грузы, продукция ленингр. пром-сти. Велико значение
дороги и для внешнеторг. связей, осуществляемых через Ленинградский и Мурманский
мор. порты. С водным транспортом она взаимодействует также через ряд портов
на Белом м. (Кандалакша, Кемь, Бе-ломорск) и Беломорско-Балтийский канал.


По размерам грузооборота О. ж. д. является
средней в сети жел. дорог СССР (4-5% общего грузооборота), но по размерам
пассажирооборота занимает 2-е место (после Московской ж. д.). Почти 1/5
всех пригородных перевозок осуществляется О. ж. д., гл. обр. на участках,
примыкающих к Ленинграду и Москве. Крупнейший узел - Ленинградский; к нему
сходятся линии 5 направлений. Крупные узлы О. ж. д.- Волховстрой, Новосокольники,
Бологое, Ржев, Дно, Псков.


Линия Ленинград - Москва, все пригородные
участки в Ленингр. узле, участок Мурманск - Кандалакша - Лоухи имеют электрич.
тягу, ведутся работы (1974) по переводу на электротягу и др. наиболее грузонапряжённых
участков дороги, в частности на Мурманском направлении. В 1972 уд. вес
электрич. тяги в грузовом движении составил св. 28% , тепловозной тяги
- св. 66%, паровозной - ок. 5% . В пасс, движении уд. вес электротяги ещё
выше, в 1972 она составила ок. 63% . На линии Ленинград - Москва курсируют
самые быстрые в СССР пасс, экспрессы, развивающие скорость до 160 км/час.
Сооружаются
вторые пути на ряде однопутных участков (напр., на Мурманском направлении).
В Ленингр. узле имеется одна из первых в СССР автоматизированных сортировочных
горок (на ст. Ленинград - Московский сортировочный). На О. ж. д. широко
применяются совр. вычислит, техника и автоматизированные системы управления
рядом технология, перевозочных процессов. Награждена орденом Ленина (1966).
Е.
Д. Хануков.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я