ОККУЛЬТИЗМ

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный,
сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил
в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но
доступных для "посвящённых", прошедших через особую инициацию и
спец. психич. тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного
с психич. потрясениями, переживанием смерти и "нового рождения", усматривается
в достижении "высшей ступени" сознания и нового видения мира, открывающего
доступ к т. н. "тайным знаниям" - воздействию или контролю над скрытыми
силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму
и
пантеизму,
рассматривающим
мир как некий одухотворённый организм, все силы к-рого находятся в непрестанном
динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль,
изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он
вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, иск-вом.
Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху
Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли
в сферу науки. О. представляет интерес для историч. психологии и психопатологии,
часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, к-рые не находят отражения
в к.-л. др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником
для исследования экономич. и политич. истории. Особый интерес изучение
О. имеет для ранней истории естеств. наук и медицины; оккультные учения
о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в
14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов.
Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не
находящая ce6e, места в совр. науч. картине мира. Антагонизм О. и науки
связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе
мышления, восходящем к древнему анимизму и
магии,
не допускающем
разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т.
о., антипод, противоположность науч. мышлению.


В религиях Др. Востока, античных мистериях
и тайных культах О. совпадал с эсотеризмом - сферой тайных знаний, доступных
лишь посвящённым. С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю
(экзотерическую) и внутр. сторону вещей; начатки науч. знаний получали
при этом сакральный характер (как "тайны природы"). Впервые в самостоят,
сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней
античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии
создаётся обширная оккультная лит-pa, наз. герметической (по имени легендарного
основателя О. - Гермеса Трисмегиста, образ к-рого возник из слияния образов
греч. бога Гермеса - вестника божеств, мудрости - и егип. бога Тота). Тогда
же кодифицируются "герметич. науки" (алхимия и астрология) и
появляется теоретич. соч. О. - "Изумрудная скрижаль", формулирующая учение
о "соответствиях", всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи
между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями
человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием
в каббале. Представление О. о человеке как о микрокосме, воспроизводящем
неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного
учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга;
человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные
прямо воздействовать на мир. С утверждением христианства как господств,
религии О., подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется
лишь в тайных еретич. учениях. Известные возможности для О. в ср. века
открывала т. н. белая (т. е. прибегающая лишь к помощи "естественных" сил)
магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и
получает особое развитие в 13-14 вв. Такой же путь проделала и астрология,
не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Рим.
империи.


В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению
ср.-век. картины мира, преодолению умозрит. схоластики и подготовке
развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был
воспринят итал. гуманистами (М. Фичино, Дж. Бруно и др.)
как выражение "истинного" древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста
к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам. Распространение
каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин, Пико делла Мирандола) способствовало
неортодоксальному аллегорич. толкованию Священного писания. Предельного
развития О. эпохи Возрождения достиг у Агриппы Неттесхеймского, к-рый в
соч. "Оккультная философия" (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магич.
учений и к превращению магии в "естеств." науку, изучающую тайные силы
("симпатии" и "антипатии"), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести
переносился при этом на человека как микрокосм и "узел Вселенной", средоточие
материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о.,
как средство овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция
учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания
в 17 в. (ср. переход от О. к "естеств." знанию в итал. натурфилософии
Возрождения
- у Дж. Кардана, Б. Телезио и др.). Ятрохимик и врач 16 в.
Парацелъс
стал
основателем новой, опытной медицины; он создал "естеств." теорию болезней
как нарушения гармонич. связей между микро- и макрокосмосом и стремился
к экспериментальному обнаружению специфич. "чистых" веществ - посредников
между элементами Вселенной и телесными органами, восстанавливающих нарушенное
равновесие. Значит, распространение символика О. получила также в иск-ве
и лит-ре позднего средневековья и Возрождения (Данте, X. Босх, П. Брейгель
Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле).


Развитие естеств. наук в 17 в. подорвало
веру в О. и "герметич. науки". В то же время получают распространение светские
оккультные об-ва. Крупнейшее из них - розенкрейцеры, у к-рых алхимия и
элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи "обновления"
земли и "всеобщей реформы", выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании
природы и человека), а "оккультный мистицизм" - с естеств.-науч. рационализмом
(соч. "Химич. свадьбы"основателя розенкрейцеров В. Андре). Учение розенкрейцеров
оказало воздействие на Я. Бёме и Я. А. Каменского. Связь
социальной утопии с эсотерич. традицией О. прослеживается в "Городе Солнца"
Кампанеллы
и
"Новой Атлантиде" Ф. Бэкона. Оккультно-космологич. система Р. Фладда
(1574-1637), главы англ, розенкрейцеров, легла позднее в основу шотл. масонства.
Последнее
знаменовало уже переход от оккультных к политич. тайным об-вам, хотя переняло
многие символы и ритуалы древнего О. Основатель "духовидения" Э. Сведенборг
(Швеция, 18 в. )явился предшественником спиритизма
(возник в
сер. 19 в. в США) - первой "массовой" формы О., получившей широкое распространение
в бурж.-мещанских кругах. Увлечение спиритизмом охватило и нек-рых учёных,
что, как это отмечалось тогда Ф. Энгельсом, было своего рода психологич.
компенсацией плоского эмпиризма в науке. С конца 19 в., в условиях кризиса
традиц. религий, начались попытки создания некой новой "универсальной"
религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений самых разных
времён и народов. Такова
теософия (осн. М. Блаватской), претендующая
на выявление "эсотерической квинтэссенции " всех религий, соединившая элементы
спиритизма с различными доктринами инд. философии (притом в вульгаризованной
форме). Из теософии выделилась антропософия Р. Штейнера, претендующая
на ещё более широкий "оккультный синтез", включающий также элементы нем.
клас-сич. идеализма, натурфилософии И. В. Гёте, новое истолкование иск-ва
н ряда наук, собственную систему медицины. В сер. 20 в. для Зап. Европы
и США стало характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии,
оккультной медицины, мантики), причём сами "маги" выступают в роли дельцов
или антрепренёров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис
совр. бурж. культуры, - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство
неуверенности, разочарование в традиц. ценностях бурж. общества, бездуховность
"массовой
культуры",
делающие О. с его ореолом чего-то таинственного и вместе
с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более
сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом её многих
традиц. концепций, был т. н. неооккультизм, или "оккультный авангардизм",
органом к-рого стал осн. в 1956 Ж. Бержье (Франция) журн. "Planete". Это
направление О. стремится найти опору в новейших науч. концепциях типа общей
теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых
им как близких О. (напр., физич. теория В.
Паули о несиловом взаимодействии
частиц привлекается для обоснований учения О. о соответствиях, установление
связей между биологич. и космич. ритмами - для нового обоснования астрологии).
Всё это в целом подтверждает положение о том, что О. получает особое развитие
в периоды социальных и культурных кризисов. Социологич. аспекты распространения
О. остаются ещё малоизученными.


Лит.: Зелинский Ф. Ф.. Умершая наука,
в его кн.: Из жизни идей, 2 изд., т. 3, СПБ, 1907, с. 240 - 340; Антошевский
И. К., Библиография оккультизма, 2 изд., СПБ, 1910; Зыбковец В. Ф., О белой
и черной магии, М., 1963; J ung С. G., Psychologic und Alchemie, Z., 1944;
Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, N. Y.,
1923-58; Tondri au J., L'occultisme. Verviers, 1964; P e u c k e r t W.
E., Pansophie, Bd 2, В., 1967; Shumaker W., The occult sciences in the
renaissance, Berkeley, 1972. Д. Н. Ляликов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я