ОККАЗИОНАЛИЗМ

ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio,
род. падеж occasionis - случай, повод), направление в зап.-европ. философии
17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистич. философией Р. Декарта
вопрос
о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг,
А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского
дуализма (см. Картезианство) объяснить факты воздействия души на
тело и наоборот (см. Психофизическая проблема) послужила исходным
пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души
и тела. То, что представляется телесной причиной к.-л. мысли или волевого
акта, в действительности, по учению О., есть не более чем повод для истинной
"действующей" причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела
и духа О. объявлял результатом непрерывного "чуда" - прямого вмешательства
божества в каждом отд. случае. Идеалистич. переработку картезианства завершил


Мальбранш, к-рый выступил с утверждением
невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии
Г. Лейбница О. был переработан в учение о предустановленной гармонии.


Лит.: Введенский А. И., Декарт и
окказионализм, Берлин - П. -М., 1922; Быковский Б. Э., философия Декарта,
М. -Л., 1940, с. 138-48; L е п о.Ы е R., Mersenne ou la naissance du mecanisme,
P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); В а 1 z A., Cartesion
studies, N. Y., 1951; С а 1 1 о t Е., Problemes du cartesianisme..., Cardet
- Annecy, 1956. В. В. Соколов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я