ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР философская
и юридич. доктрина, объясняющая возникновение гос. власти соглашением между
людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния
к состоянию гражданскому. Первое формулирование О. д. принадлежит Эпикуру
и
его последователю Лукрецию Кару.


Новая эпоха в истории теории О. д. (договорная
теория происхождения гос-ва) связана с развитием бурж. отношений в Зап.
Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феод,
монархией, подвергла критике феод, институты и идеологию. В противоположность
учению о божеств, происхождении власти, её неограниченности и неответственности,
сторонники теории О. д., на основе доктрины естественного права, утверждали,
что гос-во, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов,
обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником
новой доктрины О. д. считается Г. Гроций. В своём развитии эта теория
получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс)
до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы
к
Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Напр., Локк отвергает
идею "естественного состояния" Гоббса, считая, что догосударственное общество
есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, к-рый они затем
заключают с гос-вом, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их "естественных
прав". В варианте Локка теория О. д. являлась правовым обоснованием конститу
ционно-монархич. правления.


Наиболее радикально концепция О. д. разработана
Руссо в его книге "Об общественном договоре". Руссо не только критиковал
институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю систему феодализма в целом,
призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку
гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор
в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политич.
и практич. деятельности якобинцев.


Хотя теория О. д. имела прогрессивное значение,
в целом она отражала нужды утверждающейся буржуазии, бурж. общества. Ф.
Энгельс писал, что гос-во, основанное на О. д. Руссо, не могло стать ничем
иным, как "идеализированным царством буржуазии", оно "... оказалось и могло
оказаться на практике только буржуазной демократической республикой" (Энгельс
Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2изд.,т. 20, с. 17). В. И. Ленин
рассматривал идею О. д. как наиболее полное выражение ошибочных представлений
домарксовой политич. мысли о гос-ве. Подлинно научное учение о гос-ве,
его происхождении и сущности было создано К. Марксом, ф. Энгельсом и В.
И. Лениным, к-рые указывали, что гос-во возникает на определённом историч.
этапе развития общества в связи с образованием классов, подчёркивали его
обусловленность в конечном счёте характером производств, отношений (см.
также Государство).


В разных вариантах идею О. д. развивали
Дж. Лилоерн и Дж. Мильтон в Великобритании, И. Кант, И.
Фихте
в
Германии, Т. Пейн в Америке. Идея О. д. лежит в основе политич.
взглядов А. Н. Радищева. Она оказала серьёзное влияние на формирование
политич. мировоззрения декабристов (демократич. трактовка идей О. д. содержится
в "Русской правде" П. Пестеля).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я