ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ многообразные
связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также
внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной
жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О.о. именно как члены (представители)
тех или иных социальных общностей и групп. О. о. находятся в диалектич.
взаимодействии с личными отношениями людей, т. е.


с их отношениями как конкретных индивидов,
связанных непосредств. контактами, в к-рых значимы психологии., нравств.
и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные
факторы. В этом взаимодействии О. о. определяют существ, стороны личных
отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление
личных и О. о., перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения,
на О. о. Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал,
что "отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое"
(M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 497).


В философии О. о. рассматриваются с материалистических
или идеалистических позиций. Материалистическое, т. е. научное, понимание
О. о. впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные
О. о.- экономические, политические, правовые, нравственные и т. п.-делятся
на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные
(см. Базис и надстройка). Из всех О. о. главными, ведущими, определяющими
являются материальные - экономические,
производственные отношения. В
последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистич. монизм
марксистско-ленинской
теории обществ, развития. Характер материальных О. о. определяется производит,
силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологич. О. о.-политические,
правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных О. о. и складываются
как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей (см.
Идеология,
Политика, Право, Мораль, Религия).
Поэтому общество представляет собой
не механическое соединение различных О. о., а единую систему О. о.


Деление О. о. на материальные и идеологические
позволяет не только различать в О. о. определяющие и производные, но и
анализировать совокупность О. о., в к-рых сочетаются и материальные, и
идеологич. элементы (напр., отношения между классами, национальные, межгосударственные
и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией обществ,
жизни возникают многообразные О. о., связанные с различными, более специфич.
видами деятельности людей - управленческой, научной, художеств., технич.,
спортивной, просветительской и т. д.


О. о. различных социальных групп, общностей,
орг-ций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой
системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями
с др. социальными группами и прежде всего их связями с осн. классами данного
общества.


В классово антагонистич. обществе различные
социальные группы занимают антагонистич. позиции в данной системе О. о.:
рабовладелец и раб, крепостной крестьянин и феодал, капиталист и рабочий
находятся на разных полюсах О. о. своей эпохи. Одни и те же О. о. оцениваются
по-разному с различных классовых позиций, ограниченно и односторонне. Революц.
борьба рабочего класса, интересы которого совпадают с объективными
закономерностями историч. развития, впервые открыла путь для преодоления
этой односторонности. Его классовая идеология является в то же время и
последовательно научной.


Для каждой обществ.-экономич. формации
О. о. исторически конкретны и специфичны. Среди О. о. каждой формации можно
выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие
коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамич.
отношения, отражающие изменения, к-рые происходят в обществе, во взаимоотношении
классов, в соотношении борющихся социальных сил и т. д. Пока изменение
О. о. в пределах определённой обществ.-экономич. формации не затрагивает
её основ - господствующей формы собственности, оно носит лишь эволюционный
характер. Изменение же основных, устойчивых О. о., связанное с ломкой всего
обществ, уклада, с переходом от одной обществ.-экономич. формации к другой,
носит революц. характер.


Рассматривая О. о., следует учитывать,
являются ли они антагонистическими или неантагонистическими по своей природе,
т. е. являются ли они отношениями враждебных социальных групп или отношениями
дружеств. социальных групп, имеющих общие коренные цели и интересы. Антагонистич.
характер О. о. носили и носят в рабовладельч., феод, и капи-талистич. обществ,
формациях. В условиях антагонистич. общества материальные О. о. складываются
стихийно. Люди не постигают подлинной сущности своих материальных О. о.,
их осознание имеет преим. иллюзорный характер. Реальные отношения между
людьми в условиях капитализма принимают форму отношений между вещами. К.
Маркс разоблачил тайну капиталистич. произ-ва и за отношениями товаров,
вещей вскрыл О. о. людей. Антагонистич. характер материальных О. о. между
классами рабовладельч., феод, и капиталистич. формаций определяет наличие
антагонизмов в социально-политич. и идеологич. сферах обществ, жизни и
влияет на всё многообразие О. о. Отношения, типичные для данной формации,
своеобразно переплетаются с отношениями, сохранившимися от прежних формаций
или зарождающимися предпосылками отношений новой формации.


Антагонистич. О. о. ликвидируются в ходе
социалистич. революции. Ком-мунистич. обществ, формация утверждает качественно
новые О. о., к-рые развиваются через разрешение неантагонистич. противоречий.
Материальные и идеологические О. о. коммунистич. формации развиваются сознательно,
планомерно, в соответствии с научным пониманием сущности и законов социального
прогресса. В условиях социалистического общества, на основе создания материально-технич.
базы коммунизма, происходит совершенствование социалистических О. о., постепенное
преодоление существенных различий между городом и деревней, между умств.
и физич. трудом, стираются грани между классами, социальными группами,
что ведёт к созданию бесклассового, социально однородного общества, формируются
новые отношения в труде, в сфере распределения и других сферах обществ,
жизни.


Лит. см. при статьях
Исторический
материализм, Идеология, Производственные отношения. В. Ж. Келле, М. Я.
Ковальзон.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я