ОБРАМЛЁННАЯ ПОВЕСТЬ

ОБРАМЛЁННАЯ ПОВЕСТЬ средневековый
лит. жанр, для к-рого характерно объединение посредством связующей повествоват.
"рамки" разнородных рассказов новеллистического, сказочного или басенного
типа. Нарративная, развлекат. установка вставных рассказов обычно сочетается
с дидактич. тенденцией рамочной истории, придающей сб-кам О. п. композиц.
цельность и художеств, завершённость. Истоки О. п. можно обнаружить в повествоват.
лит-ре и фольклоре Др. Востока и европ. античности, но окончательно как
жанр она сложилась, по-видимому, в Индии в 1-й пол. 1-го тыс. н. э. Образцовыми
произведениями жанра считаются "Великий сказ" Гунадхьи, дошедший
в поздних переделках, и особенно "Панчатантра-", в к-рой часть вставных
рассказов присоединена непосредственно к рамке, а остальные - последовательно
друг к другу, образуя многоступенчатую систему подчинения [т. н. композиция
"выдвижных ящиков" - emboxed tales (англ.) или recit a tiroirs (франц.)].
Дидактич. направленность рамочной истории, свойственная "Панчатантре",
значительно ослаблена в других ср.-век. санскр. сб-ках: "25 рассказов веталы",
"70 рассказов попугая", "Жизнь Викрамы" и др., где рамка служит лишь формальным
поводом для нанизывания вставных эпизодов. Композиция О. п. позволяла вводить
в неё новые и заменять старые рассказы; это приводило к существованию мн.
версий одного и того же памятника и содействовало проникновению О. п. в
фольклор и лит-ры Востока и Запада. С помощью переводов с инд. языков и
компиляции из местных и иноземных фольклорных источников возникают произв.
О. п. на перс., араб., монг., евр., греч., тюрк., слав, и романских языках
("Калила и Димна", "Книга Синдбада", "Тысяча и одна ночь", "Книга попугая",
"Волшебный мертвец" и др.). В Европе ранними и относительно самостоят,
образцами жанра являются ср.-век. дидактич. сб-ки "exempla" и среди них
"Наставление клирикам" Педро Альфонсо (1062- 1140) и "Граф Луканор" Хуана
Мануэля (1282-1348). Впоследствии композиц. структура О. п. прослеживается
в "Кентерберийских рассказах" Дж. Чосера, "Гептамероне" Маргариты Наваррской,
у итал. новеллистов Возрождения и прежде всего в "Декамероне" Дж. Боккаччо.


Лит.: Шкловский В., О теории прозы,
М., 1929; Г р и н ц е р П. А., Древнеиндийская проза. (Обрамленная повесть),
М., 1963; В е n f е у Т., Panchatantra. Fiinf Biicher indischer Fabeln,
Marchen und Erzahlungen, Bd 1 - 2, Lpz., 1859; J о 1 1 e s A., Einfache
Formen, Halle, 1956. П. А. Гринцер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я