ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ процесс и результат
усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит
передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, к-рые
выработало человечество, усвоение результатов общественно-историч. познания,
отражённого в науках о природе, обществе, в технике и иск-ве, а также овладение
трудовыми навыками и умениями. О.- необходимое условие подготовки к жизни
и труду, осн. средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент
развития культуры. Осн. путь получения О.- обучение в различных
уч. заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умств. развитии человека
играют также самообразование, культурно-просветит. работа, участие в общественно-трудовой
деятельности.


Содержание О., его уровень определяются
требованиями общественного произ-ва, обусловливаются обществ, отношениями,
состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития школьного
дела и пед. науки. В классовом обществе О. носит классово-историч. характер,
что проявляется в построении систем нар. образования, в содержании О. и
методах обучения. Сословно-классовому характеру бурж. школьной системы
с присущими ей ограничением уровня образования для детей трудящихся, а
в нек-рых странах и расовой дискриминацией, большим удельным весом частных
и церк. школ сов. система нар. образования противопоставляет такие принципы,
как равенство всех граждан СССР в получении О., обязательность О. для всех
детей и подростков; гос. и общественный характер уч.-воспитат. учреждений;
свобода выбора языка обучения; бесплатность всех видов О., содержание части
уч-ся на полном гос. обеспечении, система стипендий для уч-ся и др.; единство
системы нар. образования и преемственность всех типов уч. заведений; единство
обучения и коммунистич. воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности
в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания с жизнью, с
практикой коммунистич. строительства; науч. характер О., его постоянное
совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры;
гуманистич. и высоконравственный характер О. и воспитания; совместное обучение
лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.


Различают общее и спец. О. Общее О. даёт
знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его
будущей специальности, профессии, специальное - необходимые работнику определённой
профессии и квалификации. В социалистич. странах общее О. имеет своей задачей
вооружение уч-ся совокупностью знаний основ наук, а также соответствующих
умений и навыков, к-рые необходимы для всестороннего развития личности,
воспитания активных и сознат. строителей социализма и коммунизма, формирования
у них мировоззрения и коммунистич. нравственности. В неразрывной связи
с общим О. в СССР и др. социалистич. странах находится политехническое
образование.
Большое социальное и нар.-хоз. значение имеет переход
в СССР в условиях развитого социалистич. общества к всеобщему среднему
образованию (база всестороннего развития личности каждого члена общества,
обеспечения полного равенства всех граждан в получении О., необходимая
предпосылка для овладения любой профессией на уровне совр. достижений науки,
техники, культуры).


Общее О. является необходимой основой спец.
О. Спец. О. включает ряд отраслей: горное, радиотехнич., строительное,
математическое, энергетическое, с.-х., мед., историческое, пед. и т. п.
Подготовка специалистов предусматривает изучение спец. знаний в тесной
связи с раскрытием общих науч. принципов совр. произ-ва. По своему уровню
спец. О. делится на высшее образование, среднее специальное образование,
профессионально-техническое образование,
к которому примыкает краткосрочная
подготовка рабочих непосредственно на производстве.


Принципы построения, осн. задачи и пути
совершенствования всех звеньев системы сов. нар. образования определены
в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании
(1973). Сов. школа (в широком смысле слова) призвана обеспечивать нар.
х-во кадрами, способными органически соединять достижения науч.-технич.
революции с достижениями социализма, с решением задач коммунистич. стр-ва.
Общее ср. образование подрастающего поколения, отвечающее совр. требованиям
обществ, и науч.-технич. прогресса, вооружение уч-ся глубокими и прочными
знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию
знаний и умения самостоят, пополнять их и применять на практике - задачи
средней
общеобразовательной школы, профессионально-технических учебных заведений
и
средних специальных учебных заведений. Науч.-технич. революция обусловливает
усиление темпов обновления орудий произ-ва, его технологии, сокращение
сроков внедрения в практику новых науч. открытий; это требует от работников
большого объёма совр. общенаучных и спец. знаний. Профессионально-технические,
средние специальные и высшие учебные заведения
решают задачу подготовки
кадров, умеющих быстро ориентироваться в изменяющихся условиях производственной
деятельности, сочетать широкие общетехнические и культурные знания с отличным
владением конкретной специальностью, творческим отношением к труду.


В СССР и др. социалистич. странах право
на О. является одним из важнейших проявлений социалистич. демократии, законодательно
закреплённых конституциями, оно фактически обеспечивается широким развитием
сети школ разных типов, высших и средних специальных уч. заведений. Развитие
О. в СССР создаёт предпосылки для ликвидации различия между умственным
и физич. трудом.


В классово-антагонистическом обществе правящие
классы используют образоват. систему как средство укрепления своего господства,
подчиняя этой цели содержание О. Противоречие между потребностями капиталистич.
произ-ва в квалифицированных обученных кадрах и стремлением господствующих
классов по политич. мотивам ограничить образо-ват. уровень трудящихся особенно
обостряется в периоды кризисов и реакции и выступает с наибольшей силой
в эпоху империализма. В совр. капиталистич. странах существенно различен
уровень О. в массовых и привилегированных ср. школах.


Классово-историч. характер О. проявляется
не только в принципах построения систем нар. О., но и в идейной направленности
программ, учебников, всей практики преподавания. Социалистическая школа
вооружает уч-ся подлинно науч. знаниями, т. к. содержание О. строится на
методологии марксизма-ленинизма, подводящей уч-ся к диалектико-материалистич.
пониманию законов развития природы, общественной жизни и человеческого
сознания.


Совр. технич. прогресс, рост культурных
потребностей членов сов. общества вызывают необходимость совершенствовать
содержание О. Научно-технич. прогресс с его постоянно возрастающей науч.
информацией обусловливает необходимость непрерывного О., регулярного пополнения
трудящимися общеобразовательных, общетехнич. и спец. знаний. Поэтому в
системах нар. О. СССР и др. социалистич. стран получили широкое развитие
различные формы повышения квалификации и самообразования трудящихся.


В тесной связи с содержанием О. находится
обучение, в к-ром реализуются цели О. Цели и характер О. оказывают большое
влияние на методы обучения. Широкое применение современных технич. средств,
методов самостоят, познавательной деятельности обусловливает повышение
эффективности обучения. Одна из важных задач школы - привитие уч-ся интереса
к самообразованию, формирование навыков самостоятельной работы. Большую
помощь занимающимся самообразованием оказывают гос. и общественные организации
(издание массовых науч.-популярных журналов и книг, организация спец. обще.образовательных
радио- и телепередач, выпуск научно-технических фильмов, развитие сети
партийно-политич. просвещения и т. п.).


О. тесно связано с воспитанием, формированием
качеств личности. Эта объективно существующая взаимозависимость проявляется
в том, что О. является необходимым и могучим фактором воспитания. Сов.
школа, решая общеобразовательные задачи, вооружая уч-ся знанием законов
развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, формирует
на этой основе коммунистич. взгляды и убеждения уч-ся, их мировоззрение
и нравственно-волевые качества. Вместе с тем правильно поставленное воспитание
личности способствует успешному овладению знаниями. Единство О., обучения
и воспитания достигается путём осуществления принципа воспитывающего обучения,
проведения воспитательной работы в системе внеучебных образовательных занятий,
в процессе деятельности пионерских и комсомольских организаций. Соединение
обучения с общественно полезным трудом, использование влияния социалистич.
общественной среды позволяют успешно решать образоват. и воспитат. задачи,
поставленные перед сов. школой Коммунистич. партией. Э. И. Моносзон.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я