ОБДЕЛКА

ОБДЕЛКА подземного сооружения, конструкция,
закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая последнему очертания,
требуемые для его нормальной эксплуатации. В отличие от временных крепей
горных,
О. имеет постоянное назначение. Форма и размеры О. определяются
габаритами, глубиной заложения и назначением подземных сооружений (тоннели,
подземные ГЭС, гаражи, склады, винохранилища и т. п.), а также характером
воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатич. давление,
подвижные нагрузки и т. д.). Материалами О. служат: монолитный бетон и
железобетон, сборный железобетон и металл (чугун, реже сталь). Большим
разнообразием отличаются О. тоннелей.


Монолитные О. (бетонные и железобетонные)
применяют в основном при сооружении (преим. горным способом проходки) тоннелей
особо сложной конструкции и большого сечения. Они могут быть коробового
(наиболее часто), эллиптич., параболич. и др. очертаний.


Ведутся исследования и опытные работы (1974)
по внедрению бетонной монолитно-прессованной О., весьма эффективной при
сооружении щитовым способом проходки гидротехнических тоннелей и
перегонных тоннелей метрополитена. Эта О. отличается высокой прочностью,
водонепроницаемостью и гладкой внутр. поверхностью.


Сборные О. бывают криволинейного и прямоугольного
очертаний. Первые наиболее распространены при щитовой и эректорной проходках,
преим. в тоннелях метрополитена. Различают сборные О. криволинейного очертания
чугунные (из чугунных тюбингов), используемые в водонасыщенных горных породах
при наличии большого гидростатич. давления, и железобетонные - из блоков
сплошного сечения (рис, а) или ребристые, применяемые в сравнительно
сухих породах. Водонепроницаемость железобетонной О. обеспечивается гидроизоляцией
стыков (напр.,расширяющимся цементом),
а также уплотнением т. н.
заобделочного пространства путём нагнетания в него цементно-песчаного раствора
(либо бентонитовой глины). В обводнённых условиях заложения тоннельных
конструкций водонепроницаемость сборной железобетонной О. достигается применением
внутр. гидроизоляц. покрытия в виде оболочки-рубашки или с помощью устройства
(в процессе заводского изготовления блоков О.) наружного или внутр. экрана.
В слабых глинисто-песчаных грунтах (особенно при сооружении тоннелей мелкого
заложения) эффективно применение сборной железобетонной О., "обжатой породой"
для обеспечения совместной работы О. и окружающего массива и предотвращения
осадок поверхностных слоев грунта. При сооружении тоннелей метрополитена
открытым способом широкое применение получили сборные железобетонные О.
прямоугольного очертания (рис., б). Для обеспечения водонепроницаемости
таких
О. использует-
Унифицированная сборная железобетонная
обделка тоннелей метрополитена: а - из блоков кругового очертания; б -
из прямоугольных элементов.



ся наружная гидроизоляц. обмазка или оклеечная
гидроизоляция из материалов рулонного типа (гидростеклоизол, полиэтилен
и др.), наносимая в процессе заводского изготовления блоков О.


Лит.: Часовитин П. А., Тоннельные
обделки из сборного железобетона, М., 1959; Тоннели и метрополитены, под
ред. В. П. Волкова, М., 1970. Я. Г. Гельман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я