НОТОПЕЧАТАНИЕ

НОТОПЕЧАТАНИЕ полиграфическое размножение
нотных (музыкальных)текстов. Н. появилось вскоре после изобретения книгопечатания.
В первых печатных церк. книгах текст церк. напевов набирался, а для нот,
к-рые вписывались от руки ("Латинский псалтырь", 1457), оставлялись места.
Позднее печатались нотные линейки и вписывались только сами ноты ("Музыкальное
искусство", 1495); существует предположение, что ноты иногда штамповались.
Отлитые нотные литеры (без линеек) впервые появляются в "Краткой грамматике"
Ф. Нигера (Венеция, 1480). В 1498 О. Петруччи (Венеция) получает привилегию
на изобретённый им способ Н. с набора металлич. подвижных литер; печать
была двукратной - вначале нотные линейки, затем ноты. Издания Петруччи
долгое время оставались непревзойдёнными по красоте шрифта и точности соединения
нот и линеек. Усовершенствовал набор П. Отен (Париж, 1525): каждая литера
состояла из одной ноты и отрезка нотного стана (линеек). Шрифт Отена был
предназначен для печати в один прогон и позволял воспроизводить многоголосие,
но ввиду сложности процесса набора он вскоре уступил место более простому,
одноголосному шрифту. В 1755 И. Брейткопф (Лейпциг) изобрёл новый наборный
шрифт, каждый нотный знак к-рого составлялся из трёх разборных частей (головки,
штиля, вязки). Широкому распространению этого шрифта препятствовала сложность
набора. Более перспективной оказалась гравировка нот. Нотные примеры в
книгах изготовляли в виде выпуклой гравюры на дереве ("Музыкальные цветы",
1488). Первые опыты гравюры по металлу (углублённой) дают образцы Н. в
виде негативов - белые ноты на чёрном фоне ("Канцоны, сонеты, страмботты
и фроттолы", 1515) - принцип высокой печати. Хорошо выполненная
гравировка на меди в соединении с принципом глубокой печати появляется
в 1586 у С. Веровио (Рим), к-рый применил эту технику к Н., заимствовав
её у нидерландских гравёров. Этот способ позволял передавать нотный рисунок
любой сложности и поэтому приобрёл широкое распространение (Англия, ок.
1611, сб. "Парфения"; Германия, 1615; Франция, кон. 17 в.). Значительно
усовершенствовали процесс гравировки Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Дж. Эйр (Лондон,
ок. 1730). Они начали применять доски из сплава олова со свинцом. Мягкость
сплава облегчила работу и позволила выбивать пунсонами все постоянно встречающиеся
знаки. Вплоть до кон. 18 в. Н. производилось непосредственно с досок, что
приводило к их быстрому износу. С изобретением литографии с каждой
доски стали делать оттиск для переноса на литографский камень или на металлич.
формы для плоской печати.


С нач. 20 в. нотный рисунок переносится
фотомеханич. способом на цинк (для цинкографского клише) или на тонкие
пластины (алюминиевые или цинковые), являющиеся формами для офсетной
печати.
Оригиналами, предназнач. для фотомеханич. перевода на печатные
формы, помимо награвированных досок, служат нотные страницы, каллиграфически
написанные от руки или вычерченные на прозрачной бумаге. В виде опытных
образцов появляются пишущие машины для печатания нотных оригиналов.


В России первые "знаменные" (безлинейные)
нотные шрифты были отлиты в Москве в 1652 Ф. Ивановым и в 1678 А. Мезенцем
и И. Андреевым, но печатание с них не производилось. Начало Н. в России
относится к 1677, когда С. Гутовский (Москва) напечатал ноты с гравированных
медных досок. В 1766 С. Бышковский (Москва) разработал способ наборного
воспроизведения безлинейных нот, отличавшийся большим совершенством. По
этому способу напечатаны "Ирмолог", "Октоих", "Обиход", "Праздники" (издание
завершено в 1772). Светские музыкальные сочинения первоначально печатались
в России методом гравировки на меди (ч Коронационный кант", 1730; чМежду
делом безделье" Г. Н. Теплова, Петербург, 1751) или наборным шрифтом И.
Брейткопфа (издания его сына, Б. Брейткопфа, Петербург, 1781-1800). В 19
в. нотные издания в России осуществлялись посредством обычной гравировки.


В СССР наряду с гравировкой наиболее распространён
метод штамповки нот типографской краской на миллиметровой бумаге при помощи
набора штампов, лекал и с применением рейсфедера. Получает распространение
(с 1959) метод фотонабора, при к-ром нотный текст монтируется из пластмассовых
нотных знаков на большой доске, составленной из полос резины. После корректуры
доски фотографируются. При небольших тиражах, а также для предварит, ознакомления
специалистов ноты печатаются с рукописей на светокопировальных аппаратах.


Лит.: Юргенсон Б., Очерк истории
нотопечатания, М., 1928; К у н и н М. Е., Нотопечатание, 2 изд., М., 1966;
И в а н о в Г. К., Нотоиздательское дело в России, М., 1970; Luther W.,
S с h a a I R., Notendruck, в кн.: Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine
Enzyklopadie der Musik, Bd 9, Kassel -Basel, 1961,5.1667 - 1695; Notendruck-
und -stich, в кн.: R i e m a n n H., Musik-Lexikon, Bd 3, Sachteil, Mainz,
1967, S. 638 - 41. H. А. Котееский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я