НОНЫ

НОНЫ (лат. Nonae, от nonus - девятый,
т. е. девятый день до Ид), в древнеримском календаре 7-й день марта,
мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Н. служили для счёта дней
внутри месяца. См. Календы.



HОO, но, н о г а к у, один из жанров
япон. традиционного театра. Первоначально вид нар. япон. театра. Затем
профессионализировался. В 14-15 вв. сложился как театр для феодальной знати
и военной аристократии. Представление Н. включает музыку, танец и драму.
Действие сопровождается оркестром, состоящим из флейт, барабанов разных
размеров, и мужским хором, к-рый активно вмешивается в действие. Спектакли
Н. происходят на открытой с трёх сторон квадратной площадке с крышей, опирающейся
на четыре столба. С левой стороны сцены отходит помост (хасигакари), ведущий
за кулисы. Он служит для выхода и ухода актёров, а также дополнительной
сценич. площадкой. Спектакли идут без занавеса и декораций, на фоне постоянного
задника с изображением зелёной раскидистой сосны на золотом поле. Оркестр
и хор располагаются на сцене: оркестр вдоль задника, хор вдоль правой стороны
площадки. В основе содержания пьес Н.- сюжеты японской классич. лит-ры,
историч. хроник и буддистских легенд; в них много монологов, воспоминаний,
действие очень растянуто, драматич. развитие и конфликт почти отсутствуют;
всегда два действующих лица - ситэ (действователь) и ваки (партнёр), иногда
их сопровождают спутники - цурэ, не имеющие самостоят, функций. Ситэ и
его сопровождающие выступают в масках, ваки - без масок. Все роли исполняются
мужчинами. Драматургия Н. основывается на двух эстетич. концепциях - мономанэ
(подражание действительности) и югэн (внутренний смысл), к-рые находят
выражение в тексте, танце, музыке и сценич. движении.


Обычно представление состоит из пяти пьес
разного характера, между пьесами в качестве интермедий включаются короткие
грубоватые нар. комедии - кёгэны, чтобы оттенить элегантность и изысканность
основного действия. Грим в театре Н. не применяется, мимика отсутствует,
лица исполнителей и хористов неподвижны, костюм лишён бытовой конкретности
и служит для создания цветовой партитуры спектакля.


Основоположниками театра Н. были Канъами-Кандзэ
Киёцугу (сер. 14 в.) и его сын Дзэами Кандзэ Мотокиё (14- 15 вв.). Оба
они были не только актёрами, авторами пьес, музыки и танцев, но и теоретиками
иск-ва театра Н., сформулировавшими его осн. принципы. Исторически сложилось
пять школ театра Н.: Кандзэ, Компару, Хосё, Конго и Кита. В 60-е - нач.
70-х гг. 20 в. труппы продолжают сохранять ср.-век. структуру. Представления
устраиваются регулярно, они рассчитаны на узкий круг зрителей, и поэтому
театр существует лишь благодаря постоянной финанс. помощи объединения любителей
этого жанра.


Лит.: Конрад Н. И., Театр Но, в
сб.: О театре, Л., 1926; Танака Макото, Ногаку-но кансё (Лучшие произведения
жанра "Но"), Токио, 1949; Театр и драматургия Японии, М., 1965; Каватакэ
С и г э т о с и, Нихон энгэки дзэнси (История японского театра), Токио,
1966. Л. Д. Гршиелёва.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я