НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА (итал. novella, букв.-
новость), литературный малый повествоват. жанр, сопоставимый по объёму
с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся
от него генезисом, историей и структурой. Н., как явствует из её названия,
"есть ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие" (Гёте). Поэтизируя
случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета - центр, перипетию, сводит жизненный
материал в фокус одного события. В отличие от рассказа - жанра новой лит-ры
на рубеже 18-19 вв., выдвигающего на первый план словесную фактуру повествования
и тяготеющего к развёрнутым описательным характеристикам, Н. есть иск-во
сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной
связи с ритуальной магией и мифами и обращённое прежде всего к деятельной
стороне человеческого бытия. Новеллистич. сюжет, построенный на ситуативных
антитезах и резких переходах между ними, распространён во мн. фольклорных
жанрах: сказка, басня, ср.-век. анекдот, фаблио, шванк. Лит. Н. возникает
в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец-"Декамерон" Дж. Боккаччо),
затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская,. М.
Сервантес). В форме комич. и назидат. Н. происходит становление ренессансного
реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом
превратностями мире. Впоследствии Н. в своей эволюции отталкивается от
смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой
парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-историч.
и психологич. детерминизма. Расцвет Н. в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон
Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал
в себя культ трагииронич. игры случая, разрушающего ткань повседневности.
На поздней стадии критич. реализма обращение к Н. (Ги де Мопассан, А. П.
Чехов, Л. Пиранделло, Ш. Андерсон, И. А. Бунин, С. Цвейг) сопряжено с открытием
замкнутых жизненных миров внутри общества отчуждения и часто окрашено в
фаталистич. или гротескные тона. В модернистской Н. случай фетишизируется
и осмысляется как слепая власть рока, разбивающая все надежды людей (напр.,
у Ф. Кафки). В сов. лит-ре жанр Н., особенно продуктивный в 20-е гг. (И.
Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Катаев), запечатлел стихию
нар. жизни, перекраиваемой революцией, резкие сдвиги в быте и психологии
людей. Иная точка зрения относит Н. к разновидности рассказа, полярной
другой его разновидности - очерку.


Лит.: Фрейденберг О., Поэтика сюжета
и жанра, Л., 1936; Эйхенбаум Б. М., О Генри и теория новеллы, в его сб.:
Литература, Л., 1927; Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М.,
1968, с. 187 - 208; Novelle, hrsg. von J. Kunz, Darmstadt, 1968; M a 1
m e d e Н. Н., Wege zur Novelle. Theorie und Interpretation der Gattung
Novelle in der deutschen Literaturwissenschaft, Stuttg.- В.- Koln - Mainz,
1966. M. Н. Эпштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я