НОВАЯ КРИТИКА

НОВАЯ КРИТИКА (англ. "new criticism"),
течение в амер. лит. критике и литературоведении; сформировалось в США
в 30-е гг. 20 в. под влиянием англ. критиков А. Ричардса (интерпретация
с точки зрения семантики), У. Эмпсона (множественность смысловых пластов
текста), философа Т. Хьюма, поэтов Т. С. Элиота и Э. Паунда. "Н.
к." выступала против лит-ры социально-критич. направленности, а также против
социологич. и марксист, литературоведения. В 40-50-е гг. "Н. к." приобрела
монопольное влияние в США, в дальнейшем переживает кризис. Теоретич. основы
"Н. к." сформулированы в трудах А. Тейта ("Реакционные эссе о поэзии и
идеях", 1936), К. Брукса ("Современная поэзия и традиция", 1939), Дж. К.
Рэнсома ("Плоть мира", 1938; "Новая критика", 1941), Р. П. Блэкмура ("Язык
как жест", 1952) и др. Гл. задачу "Н. к." видит в "глубоком прочтении",
т. е. в выявлении конкретного и одновременно всеобщего смысла текста, значимости
метафор, сравнений, всей образной системы. Особое внимание "Н. к." уделяет
расшифровке заключённой в тексте символики, отражающей глубинные мотивы
поведения человека (К. Бёрк, "Философия литературной формы. Исследование
символики действий", 1941). "Н. к." устремлена также к выявлению многозначности
(в т. ч. амбивалентности) смысла поэтич. произв., к интерпретации стиля
как определённого умонастроения. Ряд приёмов, применяемых "Н. к." при анализе
текста, продуктивен. Однако, рассматривая художеств, произв. как замкнутую
самодовлеющую языковую структуру ("закрытое чтение"), "Н. к." игнорирует
его социально-историч. генезис и обществ, направленность, а также сознат.
целевую установку автора и его личность в социально-биографич. аспекте.


Во Франции "Н. к." сформировалась в кон.
50-х гг. гл. обр. под влиянием методологии структурализма в антропологии
(К. Леви-Строс), языкознании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон),
семиотике
(Л.
Ельмслев)
в полемике с традициями
культурно-исторической школы
и эстетикой
экзистенциализма. В нач. 70-х гг. "Н. к." составляют различные методологич.
направления (напр., группы "Тель кель" и "Шанж"). Наиболее общие теоретич.
принципы франц. "Н. к." сформулированы Р. Бартом; её внимание сосредоточено
на проблемах внутр. строения произв. (Р. Барт), повествования и сюжетосложения
(А. Ж. Греймас, К. Бремон), особенностях поэтич. речи (Ц. Тодоров), что
связано с построением "неориторики" (группа "Мю"), и др.; делаются попытки
применить понятия, выработанные в генеративной лингвистике Н. Хамского,
к анализу лит. текстов (Ю. Кристева).


Амер. и франц. ветви "Н. к." рассматриваются
советскими исследователями как разновидности формального метода" в
литературоведении.


Лит.: В е и м а н Р., "Новая критика"
и развитие буржуазного литературоведения, пер. с нем., М., 1965; Гиленсон
Б., Заметки о "новой критике", в сб.: Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968;
Е 1 t о n W., A guide to the new criticism, Chi., 1953; В a r t h e s R.,
Critique et verite,. P., 1966! D o.u b г о у s k у S., Pourquoi la nouvelle
critique: critique et objectivite, P., 1967. Б. А. Гиленсон ("Н.
к." в США), Г. К. Косиков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я