НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу
Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141, г. Гянджа, Азербайджан,- ок. 1209, там
же), азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на перс. яз. Принадлежал к
средним слоям гор. населения. Получил хорошее образование, в молодости
писал лирич. стихи. Ок. 1173 женился на тюркской рабыне Афак (Аппак), воспетой
им в стихах. Безвыездно жил в родной Гяндже. Будучи тесно связан с Азербайджаном,
H. Г. переносит действие отд. эпизодов своих поэм на его территорию. Придворным
поэтом он никогда не был, довольствуясь небольшими пособиями, к-рые ему
назначали феод, правители за посвящённые им поэмы.


Осн. соч. H. Г.- "Пятерица"
("Хамсе"), состоит из 5 поэм: "Сокровищница тайн" (написана между 1173
и 1180), "Хосров и Ширин" (1181), "Лейли и Me-джнун" (1188), "Семь красавиц"
(1197) и "Искандар-наме" (ок. 1203). Сохранилась также часть лирич. дивана:
6
касыд, 116 газелей, 2 кит а и 30 рубай. "Пятерица" оказала огромное влияние
на развитие многих вост. лит-р. Известны десятки назире (поэтич. "ответов")
и подражаний поэмам H. Г., создававшихся начиная с 13 в. Среди "ответов"
- "Пятерицы" индо-перс. поэта Амира Хосрова Дехлеви, узб. классика
А. Навои, семерица А. Джами и др. Своеобразная композиция
поэм H. Г., построение сюжета, обрисовка характеров, образный язык и особенно
благородные гумани-стич. идеи уже более семи веков побуждают поэтов едва
ли не всех народов Бл. и Cp. Востока к поэтич. состязаниям.


"Сокровищница тайн" относится
к ди-дактико-филос. жанру и имеет лёгкую суфийскую окраску (см. Суфизм).
Она
надолго определила развитие дидактич. жанра в вост. лит-pax. Автор во введении
противопоставляет свою первую поэму пустой и напыщенной придворной поэзии.
Впервые в истории поэзии на перс. яз. H. Г. добился в жанре месневи
сочетания
изощрённой поэтич. техники с глубоким содержанием. Гибкая композиция поэмы,
связанной в единое целое ассоциативными переходами мысли, также нова и
развита на основе вост. проповеди, пересыпанной нравоучит. притчами. H.
Г. призывает правителей к правосудию и заботе о благе подданных, угрожает
им карами за угнетение и насилие, осуждает любовь к золоту, воспевает истинную
дружбу.


Низами Гянджеви.


Все увещания и поучения H.
Г. окрашены в религиозные тона, но необыкновенно смелы. В целом поэма-безусловно
светское соч., преследующее гуманистические цели. Вторая поэма, романтическая
по содержанию, посвящена любви шаха Хосрова к красавице Ширин. Принципиально
ново в этом произв. то, что H. Г. отводит гл. роль не шаху, а Ширин, женщине,
и наделяет её высокими достоинствами. Бесхарактерный, безнравственный,
эгоистичный Хосров лишь перед смертью, облагороженный любовью к Ширин,
поднимается до подвига самоотвержения. Необычен в поэме и образ благородного
Ферхада, олицетворяющего труд и добродетели труженика. Третья поэма "Лейли
и Меджнун" разрабатывает сюжет старинной араб, легенды о несчастной любви
юноши Кайса, прозванного "Меджнун" ("Одержимый"), к красавице Лейли. Повествование
развёртывается вокруг обстоятельств возникновения страстных лирич. стихов
истерзанного любовью Кайса. H. Г. придал араб, легенде законченность, дал
характеры героев в развитии, психологически мотивировал их поступки. Общая
трагич. концепция поэмы - безграничная любовь, находящая выход лишь в высокой
поэзии и ведущая к духовному слиянию любящих, также принадлежит H. Г. Именно
эта концепция объединяет произв. в стройное целое. В основу сюжета четвёртой
поэмы - "Семь красавиц" - положена легенда о шахе Бехраме Гуре. Поэму составляют
семь рассказов царевен, жён Бехрама, живущих в семи павильонах, каждый
из к-рых, в соответствии с древней мифологией, посвящён к.-л. планете и
дню недели и имеет соответств. цвет. Сюжет каждой новеллы - любовное переживание,
причём, в соответствии с переходом от чёрного цвета к белому, грубая чувственность
сменяется духовно просветлённой любовью. Вторая тематич. линия поэмы -
превращение Бехрама из легкомысленного царевича в справедливого и умного
правителя, борющегося с произволом и насилием. Здесь H. Г., как и в первой
поэме, развёртывает картины нар. страданий, изобличая коварство и алчность
придворных шаха. Пятую поэму-"Искандар-наме"-H. Г. считал итогом своего
творчества. В центре её - образ Искандара (Александра Македонского). С
самого начала он выступает в произв. как справедливый политик, решающийся
воевать лишь ради защиты обиженных и освобождения угнетённых. В первой
части ("Шараф-наме") сохранён хронологич. порядок в описании различных
подвигов Искандара. Вторая часть ("Икбал-наме") композиционно делится на
два больших раздела, к-рые можно было бы озаглавить "Искандар-мудрец" и
"Искандар-пророк"; они содержат серию филос. новелл и диспуты с инд. и
греч. мудрецами о происхождении мира. Тайный голос сообщает Искандару,
что он избран для возвещения истины всему миру, и приказывает объехать
всю землю.


Но истина Искандара - не
божественное откровение, а наука. Отправляясь в путь, он берёт "книги мудрости"
Аристотеля, Платона и Сократа. Далее следуют описания четырёх путешествий
Искандара. Во время четвёртого путешествия (на север) он приходит в страну,
где нет ни властей, ни притеснителей, ни богатых, ни бедных, где не знают
лжи и несправедливости,- страну с идеальным обществ, устройством. Эта социальная
утопия H. Г.- вершина его мысли. Вопросы организации человеческого общества
затронуты уже в "Сокровищнице тайн". В "Хосров и Ширин" рассказано, как
под влиянием Ширин в характере Хосрова появляются положительные черты,
но Хосров преждевременно умирает. "Лейли и Меджнун" стоит в стороне от
этой гл. темы H. Г., однако в поэме "Семь красавиц" она снова возникает.
Едва начавшуюся деятельность Бехрама обрывает таинственная гибель. И, наконец,
в последней поэме автор даёт развёрнутый образ идеального, по его представлению,
правителя. H. Г. идёт и дальше. Он высказывает необыкновенно смелую для
его времени мысль: как бы ни был хорош правитель, возможна ещё более совершенная
форма общества - общество равных, не знающее имуществ. неравенства, а потому
и не нуждающееся ни в каком правителе. H. Г. понимал, к какому важному
обобщению он пришёл, и потому придавал особое значение последней поэме,
явившейся как бы завещанием H. Г.-мыслителя, к-рый был не только носителем
передовых идей своего времени, но во многом опережал эпоху. Творчество
H. Г.- большой вклад в сокровищницу культуры Востока и Запада. В 1947 в
СССР широко отмечалось 800-летие H. Г. Над его могилой (близ г. Кировабада)
сооружён в 1947 мавзолей.


Соч.: Куллияте хамсейе хаким
Низами Гянджеви..., Техран, 1335 с. г. х. (1956); в рус. пер.-Искандер-наме,
M., 1953; Хосров и Ширин, M., 1955; Лейли и Меджнун, M., 1957; Семь красавиц,
M., 1959; Сокровищница тайн, M., 1959; Лирика, M., 1960.


Лит.: Бертельс E.
Э., Низами. Творческий путь поэта, M., 1956; его же, Избр. труды, [т. 2]
- Низами и Фузули, M., 1962; Гулизаде M., Низами Гянджеви, Б., 1953; Мустафаев
Д ж., Философские и этические воззрения Низами, Б., 1962; История персидской
и таджикской литературы. [Под ред. Яна Рипка], M., 1970; A F a J е в Э.,
Низами вэ дуееда эдэбгшаты Бакы, 1964; А б б а с о в Э., Низами Кэнчэ винин
"Инкэндэрнамэ" поемасы, Бакы, 1966. A. E. Бертельс.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я