НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО

НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО единая
художеств, школа, развивавшаяся в средние века на терр. Нидерландов
исторических вплоть до Нидерл. бурж. революции 16 века, результатом
к-рой, в частности, было разделение H. и. на голл. (см. Нидерланды)
и флам. (см. Бельгия) художеств, школы.



Реликварий св. Элевтерия.
1247. Собор в Турне.


С каролингского времени на
территории ист. Нидерландов строились церкви-базилики (Онзеливе Врау в
Маастрихте, 10-16 вв.), реже центрич. капеллы (восходящая к 8 в. капелла
дворца Валкхоф в Неймегене, нынешний облик - 11 в.). Романский стиль, складывавшийся
под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Сев. Франции, господствовал
в 11 - сер. 13 вв.: центрами его были долины рек Мааса (церковь Сен-Бартелеми
в Льеже, 11-12 вв.) и Шельды (собор в Турне, начат в 1110; ранние кам.
гражд. постройки-гор. башни бефруавТурне, 12-13вв., и Генте, 12-14вв.,илл.
см.т. 6, стр. 247; замок графов Фландрских в Генте, 1180- 1200); в 13 в.
архит. центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Украшение храмов
(по франц. образцам) характеризуется символичностью содержания, условностью
формы (фрески собора в Турне, ок. 1175; капители церквей в Маастрихте,
рубеж 12-13 вв.). Значительны миниатюры школы Маастрихта ("Библия из Ставло",
1093-97, Брит, музей, Лондон), бронзовое литье школы долины Мааса (купель
церкви Сен-Бартелеми в Льеже, 1107-18, мастер Ренье из Юи), ювелирное дело
(реликварии собора в Турне: 1205, мастер Николай из Вердена; 1247). В 13-15
вв. выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и
цехов, гор. башней и ратушей; преобладала радиаль-но-кольцевая планировка.
Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты,
деревянные, фахверковые и кам. узкие дома в 3 этажа с фронтонами. Сложный
архит. облик храмов в долинах Мааса (Нотр-Дам в Динане, 1227-79) и Шельды
(хор собора в Турне, 1243-55) вызван соединением черт романского стиля
и готики. В Сев. Нидерландах с их болотистой почвой и недостатком камня
получила развитие кирпичная готика, были разработаны облегченные покрытия,
BT. ч. деревянные своды (Синт-Якобскерк в Гааге, 14-16 BB ). В 14 - 1-й
трети 16 вв. на С. строятся зальные церкви, в Брабанте рас цветаст поздняя,
"пламенеющая" готика, для к-рой характерны строгое подчинение пышного декора
монументальным формам, контраст горизонтальных и вертикальных объемов (соборы
в Брюсселе, Мехелене, Антверпене, постройки семей архитекторов Келдерманс
и де Вагемакере в Лёвене, Алкмаре, Генте, Мехелене, Мидделбурге и др.).
Светские здания нидерл. поздней готики - ратуши (в Брюгге, Брюсселе, Генте,
илл. см. т. 7, табл. IX, стр. 208; Левене и др.), суконные ряды (в Брюгге,
Левене, Мехелене, Генте, илл. см. т. 6, стр. 247), цеховые здания -отличаются
торжеств, представительностью, порой фантастич. богатством скульпт. декора
и вместе с тем практичностью, простором обширных залов. Готич. скульптура
("Богоматерь" в церкви Сен-Жан в Льеже, 13 в.) и живопись - монументальная
("Распятие" в церкви Синт-Питерскерк в Утрехте, ок. 1300) и станковая (работавшие
в Бургундии или связанные с ней мастера Ж. Малуэль, А. Белыпоз, M. Брудерлам),
а особенно франко-флам. миниатюра - все более обогащаются впечатлениями
реальной жизни. Нидерл. скульпторы бургундского круга (К. Слютер, К. де
Верве, А. Боневе) и миниатюристы (Жакмар из Хёсдена, бр. Лимбург) на рубеже
14-15 вв. обращались к опыту итальянского иск-ва и непосредственно к реальной
действительности, подготовляя почву для раннего
Возрождения в Сев.
Европе.


Школа живописи нидерл. Возрождения
15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая
духовные и художеств, традиции ср.-век. культуры, являлась важнейшей среди
сев.-европ. школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе,
пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства,
света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности
человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления,
слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий
символич. смысл. Бюргерски-бытовые и драматич. стороны действительности
впервые ярко раскрылись в работах P. Кампена; полнее эстетика изображения
реального мира выявилась в сияющих глубиной и красотой цвета ювелирно-тонких
картинах Я. ван Эйка, крупнейшего мастера школы, создателя сложных многогранных
образов и замечат. портретов. Отд. завоевания живописи нидерл. Возрождения
получили разработку у П. Кристуса, Д. Баутса, Гертгена тот Синт-Янса. В
сер. 15 в. Poгир ван дер Вейден открыл для H. и. глубокие духовно-психологич.
аспекты личности, возможности заостренной ее трактовки, а X. ван дер Гус
придал драматич. напряженность эмоциональному строю образов, усилил их
демократизм и смелую правдивость. Более идеализированный, лирич. характер
присущ живописи X. Мемлинга и Г. Давида На рубеже


Укреплённый мост Пон-де-Тру
в Турне. 1329 (башни-ок.1250 и 1302-04). П. Кристус "Св Элигий" 1449.
Собрание P. Лемана. Нью-Йорк.


15-16 вв. X. Босх в своих
символико-аллегорическпх и сатирико-морализирующих картинах обращался к
наследию нар. ср.-век. культуры и подготовил новую живописную трактовку
жанровых и пейзажных мотивов. В 15 в. появилась гравюра на дереве, развивалась
деревянная скульптура (Я. Борман, А. ван Весел).


В 16 в. из Италии и Франции
в архитектуру Нидерландов проникают классич. принципы Возрождения, архитекторы
получают проф. образование, пишут теоретич. сочинения. В светских постройках
создаётся новый, весьма живописный стиль, где готич. традиц. структура
соединяется с обилием ренессансных архит. мотивов (ратуша в Антверпене,
1561-65, арх. К. Флорис; дом "де Залм" в Мехелене, 1530-34); формируются
импозантные ансамбли однотипных зданий (площади Гранд-плас в Брюсселе,
илл. см. т. 4, стр. 73; Гроте-маркт в Антверпене, илл. см. т. 5, табл.
IX, стр. 448), парадное убранство интерьеров (камин во Дворце юстиции в
Брюгге, 1528-31, арх. Л. Блондел). На С. складывается традиция кирпичной
кладки с отд. белокаменными классическими деталями (здание гор.весов в
Алкмаре, 1582-99; илл. см. т. 1, стр. 441).


К. Флорис. "Иона и кит" Фрагмент
скульптурного декора амвона в соборе в Турне. Мрамор 1568-75


Под влиянием гуманистич.
идей теряет ведущее значение религ. картина, воплощавшая цельное представление
о мироздании, развиваются светские жанры, прежде всего портрет (А. Мор,
Ф. Паурбюс), появляются групповой портрет (Я. ван Скорел, Д. Якобе, Д.
Барендс), пейзаж (И. Патинир, X. мет де Блес), бытовой жанр: в живописи
и графике его развивали К. Массейс и Лука Лейденский-разносторонние художники,
стремившиеся соединить нац. традицию с уроками итальянского Возрождения
и конкретным наблюдением жизни. Эклектич. течению - "романизму", прямо
подражавшему итал. иск-ву (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Ф. Флорис), противостояли
демократич. мастера, широко отразившие нар. жизнь, противоречия предреволюц.
и революц. эпох, - Я. ван Амстел, Питер Артсен, И. Бёккелар и особенно
П. Брейгель, стремившийся возродить синтетич. полноту картины мира в жанровых
картинах и пейзажах, создавший широчайшие панорамы жизни и глубокие символы
трагедии совр. ему человечества. Мастера декоративной скульптуры К. Флорис
и Ж. Дюбрёк вдохновлялись итальянским искусством; в 15-16 вв. процветали
производство шпалер, ювелирное дело, вышивка, с кон. 16 в. складывалось
знаменитое кружево-плетение.


Лит.: МандерК. ван,
Книга о художниках, [пер. с голл.], М. -Л., 1940; Всеобщая история искусств,
т. 2, кн. 1, M., 1960, т. 3, M., 1962; Всеобщая история архитектуры, т.
3, M., 1966, Т. 4, M., 1966; Г е ршензон-Чегодаева H. M.,
Возрождение в нидерландском искусстве, в сб.: Ренессанс. Барокко. Классицизм,
[сб. ст.], M., 1966; Б е н е ш О., Искусство Северного Возрождения, пер.
с англ., M., 1973; Panofsky E., Early Netherlandish painting. Its origin
and character, v. 1 - 2, Camb. (Mass.), 1953. А. Д. Сарабъянов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я