НЕСТЕРОВ

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич [19(31).5.1862,
Уфа,- 18.10.1942, Москва], советский живописец, засл. деят. иск-в РСФСР
(1942). Род. в купеческой семье. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния
и зодчества (1877-81 и 1884- 1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И.
M. Прянишникова, в петерб. AX (1881-84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент,
с 1896 чл. Т-ва передвижников. Жил гл. обр. в Москве (в 1890- 1910 - в
Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины ("Знаток",
1884, Третьяковская гал.), ист. композиции ("До государя челобитчики",
1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор.
В картинах "Пустынник" (1888-89, Третьяковская гал.), "Видение отроку Варфоломею"
(1889-90, там же) интересы H. перемещаются в область духов-но-религ. и
этич. проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших
суетой мира; H. воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирич. образами
неяркой сев. природы - холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая
созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль
блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтич.
ноты в рус. живопись. Боль за народ принимала у H. форму религиозно-патриархальных
иллюзий, к-рые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии
верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному
драматизму ("Под благовест", 1895, "Великий постриг". 1897-98, "Святая
Русь", 1901-06,-в Рус. музее, Ленинград; "На Руси", 1916, Третьяков екая
гал.). Всеяв ственнее обозначались в живописи H. черты "модерна"
- интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно,
блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной
живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890-95; мозаики церкви
Спаса "на крови" в Петербурге, 1894-97; росписи Марфо-Мариинской обители
в Москве, 1908-11) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации,
а историко-религ. темы получали всё более офиц. церк. трактовку. Вместе
с тем реалистич. устремления художника, его интерес к раскрытию душевного
строя человека в единении со средой - интерьером и пейзажем - нашли выражение
в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик,
мягкости лепки, выразительности силуэтов ("Е. П. Нестерова", 1905, "Философы",
1917,- в Третьяковской гал.; "О. M. Нестерова", 1906, Рус. музей).


В сов. время реалистич. начала творчества
H. получили качественно новое развитие. Он работал гл. обр. как портретист,
создав замечат. образы деятелей науки и иск-ва. Эти портреты, в основном
1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, A. H. Северцова, 1934, И. Д. Шадра,
1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Гос пр. СССР, 1941; К. Г.
Держинской, 1937, Е.С.Круг-ликовой, 1938, В. И. Мухиной, 1940,- все в Третьяковской
гал.), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистич.
реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого
горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств,
наиболее рельефно выражающих психологич. склад и настроение человека. Портретам
свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение
композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. H.
продолжал работать и как тонкий мастер лирич. пейзажа ("Осень в деревне",
1942, Третьяковская гал.). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.


Соч.: Давние дни, [2 изд.], M., 1959;
Из писем, Л., 1968.


Лит.: Д у р ы л и н С. H., Нестеров-портретист,
M.- Л., 1949; Михайлов А, M. В. Нестеров. Жизнь и творчество, [M.], 1958;
Никонова И., M. В. Нестеров, M , 1962.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я