НЕОФРЕЙДИЗМ

НЕОФРЕЙДИЗМ направление в совр.
философии и психологии, получившее распространение гл. обр. в США. Термин
"Н." возник для обозначения течений, выделившихся к кон. 1930-х гг. из
ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм
и
др.). H. сформировался в процессе соединения психоанализа с амер.
социологич. и этнологич. теориями (в частности, школой культурантропологии).
Исходным положением H. явился т. н. принцип социального (Фромм) или культурного
(А. Кардинер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма 3. Фрейда, исходит
из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа
переносится с внутрипсихич. процессов на межличностные отношения; отклоняется
учение о либидо и сублимации. Вместе с этим H. вообще отказывается
от монистич. концепции человека, приходит к отрицанию диалектич. взаимоотношений
между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое
начинается там, где оканчивается природа). Психич. нормы истолковываются
как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение "социальной
идентичности" трактуется как патология. Однако если H. ""идеологизирует"
психологию, то сами социальные явления при этом "пси-хологизируются к H.
отрицает объективные социальные закономерности, к-рые не являются законами
психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихич. структуре,
H. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма.
H.
или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает
его как связующее звено между социальными и психич. структурами ("социальное
бессознательное" Фромма). Показательна для H. общая концепция межличностных
отношений, к-рую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений
к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование
личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность -
лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастич. образами ("персонификациями"),
возникающими в процессе социального общения.


H. не представляет собой единого целого.
Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то
Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения ("стремление
к самореализации"). Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися
ещё у Хорни и Салли-Вана, развивая социально-критич. ан-тропологич. теорию
и превращая H. в теорию утопич. "коммунитарного социализма". В работах
M. Мид, Кар-динера и др. H. объединяется с культур-антропологней, нередко
приводя к идеям культурного релятивизма, психоло-гич. несоизмеримости отд.
культур.


Проблемы психопатологии получили в
H. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как
отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой
невроза состояние "основного страха", порождённого враждебной средой. Как
реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация,
или преобразование невротич. страха в рациональный страх перед внешней
опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при
к-ром он замещается др. симптомами; "наркотизация" страха - прямая (с помощью
алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т. п.; бегство
от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства' защиты порождают четыре "великих
невроза нашего времени": невроз привязанности - поиски любви и одобрения
любой ценой; невроз власти - погоня за властью, престижем и обладанием;
невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, не-врозоизоляция, или
бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь
углубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии H. видит
в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации
его к существующему образу жизни.


H. оказал значит, влияние на работы
т. н. чикагской группы психоаналитиков (Ф. Александер, T. Френч и др.),
а также на социологич. исследования.


Лит.: Замошкин Ю. А., Психологическое
направление в современной буржуазной социологии, M., 1958; Современная
психология в капиталистических странах, M., 1963; Уэллс Г., Крах психоанализа.
От Фрейда к Фромму, пер. с англ., M., 1968; Hall C. S., Lindzey H., Social
psychological theories: Adler, Fromm, Sullivan, Horney, в их кн.: Theories
of personality. N. Y.- L., 1957; S a 1 z m a n L., Developments in psychoanalysis,
N. Y..- L., [1962]; Birnbach M., Neo-Freudian social philosophy, Stanford,
1961; Wy ss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den An-fangen bis
zur Gegenwart, 3 Aufl., Gott., 1S70. Д. Н. Ляликов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я