Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ совокупность
экстренных леч. мер при внезапном резком ухудшении здоровья; подробнее
см. Скорая ме-дицинская помощь.



HEOTOMИЗМ, филос. школа в католицизме,
исходящая из учения Фомы Aквинского и являющаяся совр. этапом в
развитии томизма. С 1879 H. получил офиц. признание Ватикана. Распространён
в Италии, Испании, Франции, Бельгии, ФРГ, США и странах Лат. Америки. Наиболее
известные представители H.- Э. Жилъсон, Ж. Маритен, А. Сертийанж
(Франция), В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, M. Грабман, И. де Фриз (ФРГ),
А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф.
Ольджати, К. Фабро (Италия).


Решающий стимул к развитию H. был дан
энцикликой папы Льва XIII "Aeterni patris" (4 авг. 1879), в к-рой определялись
принципы реставрации томизма. В первый период развития H. усилия его последователей
были направлены гл. обр. на систематич. изложение учения. Были созданы
центры по разработке и пропаганде H., среди них - Высший ин-т философии
при Лувенском ун-те (Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский
католич. ин-т, Католич. ун-т в Милане и др. В 20-е и 30-е гг. 20 в. активно
разрабатываются проблемы неотомистской метафизики, теории познания, натурфилософии.
После 2-й мировой войны 1939-45 H. становится одним из наиболее влият.
течений в совр. бурж. философии, располагающим многочисл. институтами,
издательствами, журналами. Наряду с традиц. центрами H. складываются новые
- в ФРГ, США и Канаде.


H. резко противостоит как материализму,
так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение
в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности
и практицизма, индивидуализма и "соборности". Это объединение осуществляется
в H. на жёстко фиксированной догматич. основе, определяемой непререкаемостью
и общеобязательностью для философии божеств, откровения; неото-мистская
философия является "служанкой богословия". Осн. задача философии усматривается
в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с
этим мир предстаёт в H. как сотворённый богом и иерархически расчленённый
на ряд ступеней, соотношение между к-рыми описывается на основе преобразованных
Фомой аристотелианских моделей.


В рамках томистской классификации форм
знания выделяется метафизика, понимаемая как "первая философия". Объектом
её и осн. принципом неотоми-сты считают чистое бытие (esse), к-рое отличается
от сущего (ens): метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным,
умопостигаемым бытием, к-рое свободно от всех признаков конечных, познаваемых
в опыте вещей. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести
к.-л. содержат, представление о бытии и его законах и что необходимо для
метафизики устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и
трансцендентным бытием, в последнем счёте - между богом и сотворённым им
миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании
т.н. трансцендентальных понятий ("единство", "истина", "благо", "прекрасное"),
к-рые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений,
не связаны с опытом. Другой формой устранени-я этого противоречия выступает
в H. учение об "аналогии сущего" (или "аналогии бытия"), обосновывающее
возможность познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное
различие их природ (путём аналогии).


В основе онтологии H.- учение о потенции
и акте, согласно к-рому процессы "возникновения" тех или иных вещей или
явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку
потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой
конечной
вещи с точки зрения H. может быть понято лишь как "участие" в бесконечном
бытии бога, к-рый является актуальным началом всего сущего.


Натурфилософия H. имеет своим предметом
телесный мир - чувственное и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет
гилеморфизм - восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно
которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определённый
вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю,
создают всё многообразие материальных способов и видов бытия - от неорганич.
мира до высшей ступени природного бытия -человека, формой и сущностью к-рого
является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма (форма
форм), согласно H., не связана с материей. Она создаёт и "первичную материю",
и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является бог.


Расчленяя бытие на природное, или естественное,
интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что
субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута
разумом. Смысл и назначение человеческого познания - обнаружить трансцендентное
в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда
индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального
познания. Границей науч. познания H. объявляет вопросы о "сущности бытия",
к-рые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает "вторичные
причины" и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий,
тогда как "конечные причины" всего существующего относятся к сверхъестеств.
порядку бытия, т. е. к богу. Человеческий интеллект, чтобы быть истинным,
должен сообразовываться с божеств, интеллектом.


Личность в H. есть незыблемая и самодеятельная
духовная субстанция. Атрибуты личности - свобода, самосознание, способность
проявления в духовном акте, творч. возможности - получают, однако, своё
ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.


Человеческое общество в социально-политической
философии H. понимается как "естеств. общество"; его осн. формы - семья,
община, профессия, родина, гос-во. Частная собственность отождествляется
в H. с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы.
Различие между классами выводится из разделения труда и представляется
в основе своей различием между профессиями. Согласно H., существуют три
типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией:
индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм
как ложные крайности, H. пропагандирует т. н. солидаризм, обосновываемый
принципом "христ. любви к ближнему". На практике это выливается в проповедь
"социального мира" между классами.


Неотомисты активно выступают против
диалектич. и историч. материализма, издают огромное количество "критич."
опусов, полемизирующих с философией марксизма; выпущены спец. учебники
по "опровержению" диалектич. материализма. "Исследовательскими" центрами
борьбы против марксистской философии являются "Русский ин т" в Ватикане
и "Ин-т Воет Европы"во Фрейбурге (Швей цария), издающий спец квартальный
журн "Studies in Soviet Thought".


После 2 то Ватиканского собора (1962-65),
осуществившего перестройку католич церкви ее "модернизацию", H. испытывает
все большее влияние феноменологии, экзистенциализма, персонализма, эволюц
спиритуалистич учения П Тейяра де Шардена (Франция) и др.


Лит Миллер P , Личность и общество
К критике неотомистского понимания личности, пер с нем , M , 1965, M и
н к я в и ч ю с Я В , Современный католицизм и его философия, Вильнюс,
1965, Г а р а д ж а В И , Неотомизм - разум - наука, M , 1969, ЖелновМ
В, Критика гно сеологии современного неотомизма, M , 1971; Быховский Б
Э, Эрозия "вековечной" философии (Критика неотомизма), M , 1973, D е z
z a P , AlIe onginl del neotomlsmo, Mil , 1940, M а n s е г G , Das Wesen
des Thomismus, 3 Aufl , Freib (Schw ), 1949, G г еп е t P , Le thomisme,
2 ed , P , 1956, W у s e r P , Der Thomismus, Bern, 1951 (лит ), GelinasJ
P, La restoration du thomisme sous Leon XIII et les philosophies nouvelles,
Wash , 1959 В И Гараджа, Л И Греков,К M Долгов




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я