НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ , направление в итальянском
кино и лит-ре сер. 40 - сер. 50-х гг. 20 в.; новая форма реализма, сложившаяся
после 2-й мировой войны 1939-45, в борьбе за антифаш. и демо-кратич. нац.
иск-во. Историч. почва H.- всенар. Движение Сопротивления и распространение
в Италии социалистич. идей. Истоки H. в лит-ре веризма, в теоретич.
трудах и фильмах сов. кинематографистов, в творчестве прогрессивных франц.
режиссёров.


Проникнутый уважением к человеку, силе
солидарности, H. выдвинул в гл. герои людей из народа, хранящих высокие
душевные качества и растущих в борьбе за общенац. дело. Осн. тематика H.-
раскрытие ужасов и демагогии фашизма, героика партизанской войны, борьба
за социальную справедливость; осн. проблемы H.- сохранение достоинства
личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире.


Эстетич. принципы H. в киноиск-ве изложил
Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художеств,
манифестом H. был фильм режиссёра P. Росселлини "Рим - открытый город"
(1945). Сложилась большая группа художников-единомышленников : режиссёров
- Л. Висконти, В. Де Сика, P. Росселлини, Дж. Де
Сантис,
П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров - А.
Маньяни,
А.
Фабрици, M. Джиротти, Тото, P. Валлоне, К. Дель Поджо и др. Среди лучших
фильмов H.: "Пайза", "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д.", "Земля
дрожит", "Трагическая охота", "Во имя закона" (в сов. прокате "Под небом
Сицилии"), "Дорога надежды", "Неаполь-миллионер" (в сов. прокате "Неаполь-город
миллионеров"), "Рим, 11 часов" и др. Режиссёры H. искали новые выразительные
средства. Значит, менялся киноязык. Произв. H. отличались стремлением к
точности деталей, почти документальному показу истинных условий тяжёлой
жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них полностью отсутствовала
ложная красивость, пышная постановочность фильмов фаш. периода. Картины,
гл. обр. чёрно-белые, снимались, как правило, на натуре, на улице, на открытом
воздухе, привлекались непрофессиональные исполнители, в основу сценария
иногда ложились факты газетной хроники, в диалогах широко использовался
нар. язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился дикторский текст, как
бы обобщавший действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.


H. в литературе противопоставил себя
как различным модернистским течениям и клерикальным тенденциям в искусстве,
так и особенно профашистскому искусству. Наиболее разработанный литературный
жанр - "лирический документ", сочетающий автобиографический момент с художественным
вымыслом ("Улица Магадзини" и "Семейная хроника" В. Пратолини', "Христос
остановился в Эболи" К. Леей и др.); к нему близки комедии Э. Де
Филиппа
(напр., "Неаполь-миллионер"); более широкое, эпич. изображение
социальных проблем и конфликтов представлено в романах "Метелло" Пратолини,
"Ззм-ли Сакраменто" Ф. Йовине, очерках Леви. Неореалисты стремились
к ясности и простоте словесного и образного выражения, к широкому использованию
нар. речи. Это сказалось и в поэзии (П. П. Пазолини), отклонявшей формотворч.
изыски герметизма.


В сер. 50-х гг. проявилась ограниченность
метода H., не сумевшего раскрыть кардинальные и сложные противоречия новой
действительности и подчас подменявшего анализ эмпиризмом. Реализм совр.
итал. кино и лит-ры перерос рамки H. как идейно-художеств. и мировоззренч.
комплекса. Однако H. уже выполнил серьёзную эстетич. и идейную задачу (в
т. ч. вернул итал. иск-ву интерес к темам и проблемам нар. жизни). Родственные
H. явления были и в итал. изобразит, иск-ве (живопись и графика У. Аттарди,
А. Сальваторе, Дж. Дзигайны, К. Леви, ряд картин P. Гуттузо), отчасти в
театре (где работали Л. Висконти, Э. Де Филиппо, А. Маньяни), в песне и
т. д. H. оказал влияние на ряд европ. лит-р в нач. 50-х гг., на кинематограф
MH. стран мира, в т. ч. и социалистических. Аналогичные тенденции в иск-ве
зап.-европ. стран (Франция, Великобритания, ФРГ и др.) иногда также назывались
неореалистическими. Традиции H. живут в отд. кинофильмах последующих лет,
а в нач. 70-х гг. получили развитие в прогрессивном направлении "политическое
кино".


Лит.: Сценарии итальянского
кино, [т. 1 - 2, перТ], M., 1958 - 67; Дзаватти-н и Ч., Некоторые мысли
о кино, в его кн.: Умберто Д., пер. с итал., M., 1960; Потапова 3. M.,
Неореализм в итальянской литературе, M., 1961; Соловьева И., Кино Италии
(1945-1960). Очерки, M., 1961; Кин Ц., Миф, реальность, литература; M.,
1968; F е г г е t t i G. С., Letteratura е ideologia, Roma, 1964.


Г. Д. Богемский, 3. M. Потапова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я