НЕОКАНТИАНСТВО

НЕОКАНТИАНСТВО течение идеали-стич.
философии конца 19-1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить осн. проблемы
философии на основе обновлённой интерпретации учения И. Канта. Возникло
в 60-х гг. 19 в. в Германии (лозунг "Назад к Канту" был впервые выдвинут
О. Либманом в 1865); расцвет его относится к периоду 90-х гг. 19
в.-20-х гг. 20 в., когда H. возобладало в ряде нем. ун-тов и его влияние
распространилось далеко за пределы Германии. В 1904 было основано "Кантовское
об-во", в 1896 начал издаваться журн. "Kantstudien" (с 1953 изд. в Бонне).
С 1930-х гг. в условиях общего кризиса бурж. либерализма H. постепенно
утрачивает своё влияние.


Первым толчком к H. явилось идеали-стич.
истолкование физиологии внешних чувств нем. физиологами 19 в. И. Мюллером
(т.
н. закон специфич. энергии внешних чувств), M. Ферворном и особенно Г.
Гельмгольцем
(ощущение
как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный
характер закона причинности и др.). Значит, роль в подготовке H. сыграл
Ф. А. Ланге. Отрицая "метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге
одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только
в пределах опыта, их источник - наша умств. организация, "вещь в себе"
- только "пограничное понятие" нашего мышления.


Основателем и главой марбургской
школы
H. был Г. Коген. "Исправляя" Канта, он попытался обосновать
идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логич.
и гносеологич. учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки
высшего типа - математики и математич. естествознания. Бытие для Когена
- не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время -
не формы чувств, интуиции, а категории логич. мышления. Отсюда -тезис об
"имманентности" бытия сознанию. Отказ Когена от кантов-ской теории "аффицирования"
чувственности "вещами в себе" неотделим от его критики понятия "данности":
предмет познания не "дан", а лишь "задан", он последовательно создаётся
посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным
категориям и формам мышления. Как идеалист Koген утверждает, будто то,
что обычное сознание принимает за "данную" действительность, есть на самом
деле порождение понятий наук (так, "материя" была впервые создана Галилеем,
поскольку он первый дал науч. определение понятия материи).


Второй - наряду с логикой - осн. фи-лос.
наукой является для марбургской школы этика, к-рая опирается на учение
о праве и гос-ве. "Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с
людьми как юридич. лицо; гос-во - высшая форма юридич. лица. В когенов-ской
концепции т. н. этического социализма движение к социалистич. идеалу
признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым;
эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейнй, сформулировавшего
тезис: "Движение - всё, конечная цель - ничто".


Др. видным теоретиком марбургской школы
был П. Наторп. Будучи крупным историком философии, он интерпретировал
различные учения античности (прежде всего Платона) и нового времени как
фил ос. предварение идей кантовского критицизма. Как и Коген, Наторп последовательно
отстаивал гносеологич. идеализм против материалистич. сансуализма: не существует
бытия, к-рое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика
основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления
и может даже не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших
работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологич.
идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от "разума" (логоса),
Наторп отклоняет всякую попытку объяснения и выведения этич. норм из обществ,
начал; этика безусловных законов становится у него обоснованием этич. социализма.


Ортодоксальные воззрения марбургской
школы развивал и Э. Kaccирep в работах, написанных до нач. 1920-х
гг. История логики, теории познания и философии нового времени излагается
у Кас-сирера как предыстория неокантианского учения о познании; развитие
понятий в математике, физике и химии нового времени - как подготовка и
основа идеалистич. гносеологии марбургской школы (аналогично интерпретируются
относительности
теория
и неевклидовы геометрии). При этом все осн. понятия науки рассматриваются
не как мысленные образы действительности, а только как "методы ".


Если марбургская школа ориентировалась
преим. на математику и математич. естествознание, то с идеалистич. интерпретацией
историч. наук выступила фрейбургская (баденская, юго-западная) школа H.
Крупнейшими её представителями были В. Виндельбанд и Г. Риккерт,
к-рые
методам и понятиям естеств. наук ("генерализующим", обобщающим, направленным
на общее) противопоставили методы и понятия наук исторических, "наук о
духе" ("индивидуализирующие", направленные на единичное, индивидуальное).
В обоих случаях науч. понятия истолковываются как "упрощающие" действительность
и образующиеся путём отбора, по телеологич. принципу, к-рым руководится
исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логич. учении
о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие "естественнонауч."
и "историч." форм познания, то в онтологич. концепции он выступал как сторонник
номинализма:
общее
не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное.
Эта номиналистич. концепция служила у Риккерта ограничению компетенции
естеств. наук и принижению их сравнительно с историч. науками. H. было
использовано в конце 19 в. для ревизии филос. основ марксизма и стало чуть
ли не офиц. догмой MH. идеологов 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, M.
Адлер, К. Форлендер), пытавшихся соединить H. и марксизм. Этот филос. ревизионизм
был подвергнут резкой критике Г. В. Плехановым ("Против философского ревизионизма",
1935) и В. И. Лениным ("Марксизм и ревизионизм", Поли, собр. соч., 5 изд.,
т. 17; "Материализм и эмпириокритицизм", там же, т. 18). Влияние H. прослеживается
в течениях совр. идеалистич. философии, в особенности в разработке аксиологии
(учения о ценностях).


Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки
по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Г р
и г о р ья н Б. Т., Неокантианство, M., 1962; Современная буржуазная философия,
M., 1972, гл. 1; N a t о г р P., Kant und die Marburger Schule, В., 1912;
R i с k е г t H., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie,
Tubingen, 1931; R i t z е 1 W., Studien zum Wandel der Kantauffassung,
Meisenheim Glan, 1952; Dussort H., L'ecole de Marbourg, P., 1963. В.Ф.Асмус.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я