НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ соотносительные
философские категории, выражающие типы связи, к-рые определяются существенными
и привходящими факторами. Необходимость (H.) - вещь, явление в их всеобщей
закономерной связи; отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся,
всеобщих отношений действительности, осн. направлений её развития; выражение
такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его
сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при
к-ром в определ. объекте при данных условиях имеется только одна возможность,
превращающаяся в действительность.


Случайность (С.) - отражение в основном
внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности;
выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания
независимых причинных процессов, событий; форма проявления H. и дополнение
к ней.


Выражая определ. связи и отношения
объективной действительности, H. и с. суть онтологич. категории. В качестве
ступеней познания они являются гносео-логич. категориями. Будучи формами
знания, в к-рых осуществляется процесс отражения объективного мира, они
выступают в роли логич. категорий. Характеризуя способ движения мышления
от менее глубокого к более глубокому знанию, они выполняют методологич.
функцию. H. часто "образуется" из массы С., прокладывая себе дорогу через
них, и имеет своё основание в существ, связях вещей, закономерно подготовлена
предшествующим ходом развития. Необходимые явления при наличии соответствующих
условий развиваются в определ. порядке, происходят именно так, а не по-другому.
С. же в основном вытекает из внешнего для данного явления основания, в
силу чего она может совершиться так или как-то по-другому.


В зависимости от причин возникновения,
форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики
и развития науки H. может быть подразделена на такие осн. виды: внутренняя
H., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира;
внешняя H., порождаемая привходящими обстоятельствами; H. более общего,
фундаментального порядка, действие к-рой распространяется на сравнительно
широкий круг явлений действительности; H. менее общего порядка, действие
к-рой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная H., определяющая
поведение совокупности объектов, к-рая выражается статистич. закономерностями;
простая H., определяющая поведение индивидуальных объектов, к-рая выражается
динамическими закономерностями; H., управляющая явлениями действительности,
к-рая может одновременно выражаться как статистическими, так и динамическими
закономерностями .


С. также подразделяется на ряд видов:
внутренняя С., органически связанная с данной H.; внешняя С., выступающая
как нечто постороннее по отношению к данной H. и вызываемая преим. побочными
факторами; объективная С., к-рая вызывается влиянием различных объективных
условий; субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом,
нарушением
объективно действующих законов; благоприятные или неблагоприятные С., соответственно
ускоряющие или тормозящие развитие тех или иных сторон действительности.


Проблема H. и с. разрабатывалась в
философии начиная с древности. При этом существовало неск. линий в трактовке
этих категорий. Отрицание случайности (Демокрит, Б. Спиноза, П. Гольбах)
неизбежно приводило к фатализму. Нек-рые философы-идеалисты утверждали,
что H. порождается, привносится сознанием (Д. Юм, неопозитивизм), или,
признавая H. в природе, отвергали H. в обществ, жизни (неокантианство
и
др.). Метафизич. материалисты и нек-рые естествоиспытатели (К. Вольф, Ж.
Ламарк) не видели связи между H. и с. и доводили их различие до абсолютной
противоположности. Г. Гегель показал несостоятельность разрыва H. и с.,
разработав диалектич. концепцию их взаимосвязи.


Ф. Энгельс подверг критике метафи-зич.
позицию, согласно к-рой наука изучает только необходимые связи, а также
противоположную точку зрения механич. детерминизма, вообще отрицавшую
случайность и объявлявшую абсолютно все явления необходимыми; в результате
этого необходимость низводилась до уровня случайности (см. К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 532-36). Классики марксистской философии
показали, что в объективной действительности H. и с. не бывают в чистом
виде (см. К. Маркс, там же, 2 изд., т. 23, с. 171; В. И. Ленин, Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 26, с. 241-42), что "...случайность - это только один
полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью"
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 174), что
при определённых условиях эти категории тождественны, то есть случайное
необходимо, а необходимое точно так же случайно (см. Ф. Энгельс, там же,
т. 20, с. 532-33), что в природе и обществе, где на поверхности происходит
игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчинённой внутренним,
скрытым законам (см. там же, т. 21, с. 174-75; т. 20, с. 361). В реальной
действительности всякое явление в одно и то же время, но в разных отношениях,
и случайно и необходимо, "содержит" необходимые и случайные моменты в их
взаимопроникновении. Так, появление именно данной выдающейся личности в
определ. стране и в определ. время является С. Но если эта личность становится
во главе движения и в своей деятельности начинает активно выражать его
интересы, она необходима. Возникновение отдельной мутации - это H., результат
определ. физико-химич. процесса. В то же время по отношению к организму
и популяции она выступает как случайное явление.


Диалектич. взаимосвязь между H. и с.
по-разному проявляется на различных структурных уровнях материи, в природе
и обществе. В природе действуют лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии
к-рых и проявляются её законы, H. В неживой природе H. по существу имеет
однозначное действие. При переходе от неживой к живой природе неск. расширяется
поле проявления С. В объектах живой природы присутствует большее количество
взаимодействующих закономерностей, что влияет на соотношение H. и с. Здесь
H. в большей мере, чем в неживой природе, переплетается со С. В то же время
совершенствование организмов в ходе развития органических систем свидетельствует
о всё более возрастающем торжестве необходимости над случайностью.


В обществе действуют люди, одарённые
сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся
к определ. целям. Но в классово-антагонистич. обществе результаты деятельности
людей зачастую оказываются противоположными их желаниям и целям, что связано
с существованием частной собственности на средства производства и антагонизмом
интересов, анархией обществ, развития. H. действует здесь гл. обр. в виде
стихийной силы и обнаруживает себя лишь как конечный результат историч.
действий людей, прокладывающей себе дорогу сквозь бесконечное множество
С.


При социализме, где господствует обществ,
собственность на средства производства и власть принадлежит рабочему классу,
трудящимся во главе с коммунистич. партией, H. выступает почти в "чистом"
виде, осуществляется в форме планомерной деятельности людей и находит выражение
в постановке и решении социальных задач. Здесь сфера действия С. ограничивается.


H. и с. имеют важное значение в науч.
познании. Движение познания от явления к сущности соответствует аналогичному
движению от наблюдения, изучения случайного к познанию необходимого, к-рое
скрывается за случайным так же, как сущность за явлением (см. Ф. Энгельс,
в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 534, 544; В. И. Ленин.
Поли, собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 193). Одна из важнейших задач науки
- предвидение хода различных событий, основой к-рого является познание
как необходимых, так и случайных процессов. Важную филос. проблему составляет
соотношение С. и особенно H. с категорией свободы (см. также Свобода
воли).



Лит.: Энгельс Ф., Диалектика
природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Людвиг Фейербах,
там же, т. 21; его же, [Письмо] И. Блоху, 21 [22] сент. 1890 г., там же,
т. 37; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894 г., там же, т. 39; M
а р к с К., [Письмо] Л. Кугельману, 17 апр. 1871 г., там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; Плеханов
H. В., К вопросу о роли личности в истории, Избр. философские сочинения,
т. 2, M., 1956; Я х о т О. О., Необходимость и случайность, M., 1956; P
у т к евич M. H., Соотношение категорий необходимости и случайности, Свердловск,
1958; Широканов Д. И., Диалектика необходимости и случайности, Минск, 1960;
Пилипенко H. В., Необходимость и случайность, M., 1965; его же, Соотношение
необходимости и случайности в научном творчестве, в кн.: Научное открытие
и его восприятие, M., 1971; его же, Взаимосвязь причинности, необходимости
и случайности, "Вопросы философии", 1973, № 9; Сачков Ю. В., Введение в
вероятностный мир. Вопросы методологии, M., 1971; Основы марксистско-ленинской
философии, 2 изд., M., 1973. H. В. Пилипенко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я