НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир
Иванович [11(23). 12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Груз. CCP, 25.4.1943,
Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург,
нар. арт. СССР (1936). Основатель (совм. с К. С. Станиславским) Московского
Художественного театра (см. Московский Художественный академический
театр
им. M. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях.
В 1876-79 учился на физико-матем. ф-те Моск. ун-та. В 70-х гг. начал выступать
в качестве театр, критика. Прoзаич. произв. H.-Д. отмечены влиянием
А. П. Чехова: повести, поев, деревне,- "Губернаторская ревизия" (1896),
"Сны" (1898), жизни актёров -"Драма за сценой" (1896), ноавам прессы -
"На литературных хлебах" (1891) и др. Его пьесы "Новое дело" (1890), "Золото"
(1895), "Цена жизни" (1896) н др. ставились в Малом и Александрийском театрах
и в провинции. Глубокое знание совр. ему театр, иск-ва привело H.-Д. к
мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской
деятельностью К. С. Станиславского в Об-ве искусства и литературы, Н.-Д.
предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы


Вл. И. Немирович-Данченко.


театр. творчества. Результатом заключённого
имя
союза
явилось создание в 1898 Художественно - общедоступного театра (первонач.
название MXATa), в труппу к-рого вошли нек-рые ученики H.-Д. (в 1891- 1901
он руководил драматическим отделом Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонического
об-ва) и участники Об-ва искусства и литературы. Утверждение реалистич.
программы Художественного театра, связанной с принципами иск-ва "переживания",
с постановкой передовой совр. драмы, осуществлялось театром под совместным
рук. H.-Д. и Станиславского, причём H.-Д. принадлежало определяющее положение
в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные
пьесы А. П. Чехова - "Чайка" (1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901),
"Вишнёвый сад" (1904), самостоятельно пьесу "Иванов" (1904). H.-Д. способствовал
привлечению драматургии M. Горького, вместе со Станиславским поставил "На
дне" (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гауптмана ("Одинокие", 1899)
и Г. Ибсена ("Когда мы, мёртвые, пробуждаемся", 1900; "Столпы общества",
1903; "Бранд", 1906; "Росмерс-хольм", 1908). В 1903 Н.-Д. поставил трагедию
"Юлий Цезарь" Шекспира, широко используя средства современного психологического
театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д.- мастерство психологич. анализа,
умение передать неповторимые черты воссоздаваемой обществ, среды и особенности
стиля автора- убедительно проявились и в постановках рус. классики ("На
всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910; "Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке "Братьев Карамазовых" Достоевского
отчётливо прозвучали социально-критич. мотивы романа. В то же время противоречивый
характер инсценировки "Бесов" Достоевского ("Николай Ставрогин", 1913)
вызвал решительное неприятие спектакля M. Горьким. Стремясь к преодолению
кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой
общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные
годы надёжную опору в драматургии (спектакли "Анатэма", 1909, и "Мысль",
1914, Л. H. Андреева).


Новые перспективы перед Н.-Д. открыла
победа Великой Окт. социалистич. революции. Его вклад в развитие режиссёрского
иск-ва имел важнейшее значение в утверждении MXAT на позициях социалистич.
реаяизма, в воспитании нового актёра - носителя воинствующего и требовательного
духа социалистич. гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на
сцене произв. сов. авторов, искал решение проблемы совр. трагедии в "Блокаде"
Bc. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтич. воссозданию революц. истории
и сегодняшней действительности в постановках "Любовь Яровая" Тренёва (1936),
"Половчанские сады" Леонова (1939) и "Кремлёвские куранты" Погодина (1942).
В спектаклях по романам Л. H. Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина"
(1937) режиссер дал образец нового сценич. прочтения произв. великого писателя,
опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки
рус. классич. драматургии: "Гроза" Островского (1935), "Горе от ума" Грибоедова
(1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую
суть произв. в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтич. форме
проявилось в спектаклях "Враги" Горького (1935) и "Три сестры" (1940).
Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театр, теории, воспитания
актёра в органич. близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского.
В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о "трёх восприятиях театрального
представления", "о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном"
- в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее
значение для творч. практики учение Н.-Д. о "втором плане сценической жизни
актёра", о "зерне" образа, о "физическом самочувствии", о "внутреннем монологе".
Борьбу за принципы сценич. реализма, против руганы и штампов Н.-Д. вёл
и в области муз. театра; он организовал в 1919 при MXTe Музыкальную студию
(с 1926 - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил
ряд спектаклей и был руководителем постановок: "Дочь Анго" Ле-кока, "Лисистрата"
Аристофана, "Кар-менсита и солдат" на муз. Визе, "Травиата" Верди, "Катерина
Измайлова" Шостаковича, "В бурю" Хренникова и др. Гос. пр. СССР (1942,
1943). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.


С о ч.: Из прошлого, 2 изд., M., 1938;
Театральное наследие, т. 1-2, M., 1952-54; Пьесы, M-, 1962; Режиссёрский
план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", Московский художественный
театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и H. H. Чушкина, M., 1964].


Лит : Соболев Ю, Вл. И. Немирович-Данченко,
П., 1918; Виленкин В. Я , Вл. И. Немирович-Данченко Очерк творчества, M
, 1941; Фрейдкина Л-, Владимир Иванович Немирович-Данченко, М.- Л., 1945;
её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, M., 1962 (лит.); Марков П.
А, Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, M , 1460
Б
И Ростоцкий



Сцена из спектакля "Кремлёвские куранты"
H. Ф. Погодина. 1942. Режиссёр Вл. И. Hемирович -Данченко.


Сцена из спектакля "Три сестры" А.
П. Чехова. 1940. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я