"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ" ("Немецкая
идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей
Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных
пророко в"), произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, в к-ром они впервые
разработали как целостную концепцию материалистич. понимание истории, т.
е. исторический материализм. Замысел "Н. и." относится к весне 1845,
когда Энгельс приехал в Брюссель. Маркс изложил ему материалистич. понимание
истории в почти сложившемся виде, и они решили сообща разработать своё
новое мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. С
этим замыслом связано написание "Тезисов о Фейербахе" как наброска идей
для "Н. и.". Дошедшая до нас рукопись "Н. и." была написана в нояб. 1845
- авг. 1846, дополнение ко 2-му т. (работа Энгельса "Истинные социалисты")
- в янв.- апр. 1847. Работа над рукописью не была завершена. "Н. и." состоит
из 2 томов: 1-й посвящён критике идеализма младогегельянцев, 2-й - критике
нем. мелкобурж. "истинного социализма". Осн. теоретич. содержание сконцентрировано
в 1-й гл. 1-го т. ("Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического
воззрений"), в остальных частях преобладает полемика. 2-я и 3-я гл. 2-го
т. в рукописи отсутствуют.


Изложение материалистич. понимания
истории строится по такому общему плану: 1) предпосылки, 2) осн. концепция:
производство - общение - политич. надстройка - формы обществ, сознания,
3) выводы.


В "Н. и." Маркс и Энгельс впервые формулируют
предпосылки, из к-рых исходит их историч. концепция,- это люди, их деятельность
и её материальные условия. Деятельность людей имеет две стороны: производство
(отношение людей к природе) и общение (отношение людей друг к другу). Производство
и общение взаимно обусловливают друг друга, но определяющей стороной является
производство. В "Н. и." всесторонне развито важнейшее положение историч.
материализма об определяющей роли материального производства в жизни общества.


В "Н. и." Маркс и Энгельс впервые по
существу выяснили диалектику взаимодействия и развития производит, сил
и производств, отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь
как диалектика производит, сил и формы общения (обществ, отношений). Оно
дало ключ к пониманию общей структуры человеческого общества (производит,
силы - производств. отношения - политич. надстройка - формы обществ, сознания)
и общей закономерности его историч. развития (начало учения об обществ,
формациях) и позволило научно доказать неизбежность пролетарской, коммуни-стич.
революции как результата развития противоречий между производит, силами
и производств, отношениями бурж. общества. Это открытие позволило разработать
материалистич. понимание истории как целостную концепцию и как непо-средств.
филос. основу теории научного коммунизма, осуществить исторически
первое обоснование научного коммунизма.


В "Н. и." закладываются основы марксистской
теории классов и классовой борьбы, раскрывается сущность
государства
вообще
и бурж. государства в особенности, появляется осн. формула историч. материализма
о соотношении обществ, бытия и обществ. сознания: "Сознание... никогда
не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть
реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет
сознание" (M а р к с К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического
и идеалистического воззрений, 1966, с. 29, 30).


В "Н. и." впервые были выяснены две
осн. материальные предпосылки ком-мунистич. преобразования общества: развитие
производит, сил и формирование революц. класса, пролетариата. Конкретизируя
первую предпосылку, авторы


"Н. и." определяют её как достаточно
высокий уровень развития крупного машинного производства: "...только с
развитием крупной промышленности становится возможным и уничтожение част
ной собственности" (там же, с. 65) Маркс и Энгельс характеризуют проле
тарскую революцию как двуединый про цесс - изменение условий жизни об щества
и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию: "...революция
необходима не только потому что никаким иным способом невозможно свергнуть
господствующий класс, но и потому, что свергающие класс только в революции
может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую
основу общества" (там же, с. 50). В "Н. и." Маркс и Энгельс впервые формулируют
необходимость завоевания пролетариатом политич. власти, в общей форме высказывают
идею
диктатуры пролетариата (см там же, с. 43). Опираясь на диалектике
материалистич. понимание истории, авторы "Н. и." в общих чертах разрабатывают
теорию будущего, коммунистич. общества


Сущность концепции, развитой "Н. и.",
авторы резюмируют следующим образом: "Итак, это понимание истории заключается
в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной
жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную
с данным способом производства и порожденную им форму общения - т. е. гражданское
общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо
изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни,
а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы
сознания религию, философию, мораль и т. д и т. д., и проследить процесс
их возникновения на этой основе, благодаря чему конечно, можно будет изобразить
весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными
сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического... объясняет
не практику из идей, а идейные образования из материальной практики и в
силу этого приходит также к тому выводу...- что не критика, а революция
является движущей силой истории..." (там же с. 51-52).


Рукопись "Н. и." Марксу и Энгельс опубликовать
не удалось. "Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей,-
писал впоследствии Маркс, - что наша главная цель - уяснение дела самим
себе - была достигнута" (M арке К. и Экгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с.
8 При их жизни была опубликована, по-видимому, только 4-я гл. 2-го т. (1847
После смерти Энгельса публиковались только отд. части рукописи: 3-я гл.
2-го т. (1899, по рукописи), 3-я гл. 1-го т. (1903-1904, около половины
текста; рус. пер. 1913), 2-я гл. 1-го т. (1921) Важнейшая 1-я гл. 1-го
т. была впервые опубликован в СССР Ин-том Маркса и Энгельса 1924 на рус.
яз. ("Архив К. Маркса Ф. Энгельса", кн. 1, ред. Д. Б. Рязанов и в 1926
на яз. оригинала ("Marx - Engels Archiv", Bd 1; подготовил П. Л. Веллер
Впервые полностью рукопись "Н. и. была опубликована в СССР Ин-том Маркса
- Энгельса - Ленина, под ред. В. В. Адоратского в 1932 на яз. ориги нала
(Marx - Engels Gesamtausgabc Abt. I, Bd 5; подготовил П. Л. Веллер) и в
1933 на рус. яз. (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; подготовил Б. Э.
Быховский). Публикации 1924-26 и 1932-33 легли в основу MH. переводов и
переизданий.


В 1955 "Н. и." была заново опубликована
в виде 3-го т. 2 изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса (подготовили И. И. Прейс
и А. А. Уйбо). Аналогичные изд. вышли в Болгарии (1957), ГДР (1958), Румынии
(1958), Чехословакии (1958 на чеш., 1961 на словац. яз.), на Украине (1959),
в Венгрии (1960), КНР (I960), Польше (1961), Латвии (1963), Японии (1963),
Югославии (1964), на англ. яз. (1964 в Москве и 1965 в Лондоне), в Италии
(1972). В 1962 были опубликованы найденные в Амстердаме новые страницы
рукописи ("International Review of Social History", v. 7, p. 1).


B 1965 ("Вопросы философии", № 10-11)
и 1966 (отд. изд.) Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС осуществил новую,
наиболее полную публикацию 1-й гл. с расположением и расчленением текста
в соответствии со структурой и содержанием рукописи (подготовил Г. А. Багатурия,
ред. В. К. Бруш-линский). Аналогичные изд. вышли на нем. (1966, "Deutsche
Zeitschrift fur Philosophies и неск. переизданий), сербскохорватском (1967),
груз. (1968), укр. (1968), франц. (1968, 1970), итал. (1969), англ. (1969,
1972), фин. (1972) языках. В общей сложности текст рукописи " H. и ". публиковался
полностью или частично не менее 150 раз.


Лит.: Marx - Engels Gesamtausgabe,
Abt. 1, Bd 5, В., 1932; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; их же,
Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.
(Новая публикация первой главы " Немецкой идеологии"), M., 1966; Маркс
К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-8; О и з е рм а н T. И., Формирование философии
марксизма, M., 1962; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем.,
т. 3, M., 1968; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса, в сб.:
Маркс - историк, M., 1968; е г о ж е, Из опыта изучения рукописного наследства
Маркса и Энгельса, в сб.: Источниковедение, M., 1969; R о s s i M., Marx
е Ia dialettica hegeliana, parte II, Roma, 1963; M i с h a-1 i k M., Obrachunki
filozoficzne Karola Marksa w "Ideologii neimieckiej", Warsz., 1966; Andreas
В., Monke W., Neue Daten zur "Deutschen Ideologic", "Ar-chiv fur Sozialgeschichte",
Bd 8, Hannover, 1968. Г. А. Багатурия.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я