НЕКРАСОВ

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
[28.11 (10.12).1821, мест. Немиров, ныне Винницкой обл.,-27.12.1877(8.1.1878),
Петербург], русский поэт, лит. деятель. Детские годы H. прошли в с. Грешнево
(ныне с. Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал
крест, жизнь. В 1832-37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался
поступить в Петерб. ун-г (в 1839- 1840 считался вольнослушателем). Лишённый
поддержки отц-а, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи
с 1838. В 1840 опубл. сб. ещё незрелых стихов "Мечты и звуки", встреченный
суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая
твёрдым характером, H. дал себе слово "не умереть на чердаке" и начал энергичную
лит.-журнальную деятельность. "Уму непостижимо, сколько я работал",- вспоминал
он позднее. H. писал рассказы, повести, пьесы, театр, обозрения, фельетоны.
Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевд.
H. А. П е р епельский). С 1840 начал сотрудничать в театр, журнале "Пантеон
...", с 1841- в "Литературной газете" и "Отечественных
записках
". В 1842- 1843 сблизился с Белинским и его кружком.
Осознав необходимость покончить с "литературной подёнщиной" (хотя и в это
время были написаны значит, произв., напр, очерк "Петербургские углы",
1845), H. пережил перелом, к-рый сам осознал как "поворот к правде"; он
примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием
("В дороге", "Родина"). В критич. статьях и рецензиях, в издат. начинаниях
H. явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность рус.
лит-ры. Талант H. как редактора и организатора лит. сил развернулся в "Современнике";
даже
в годы политич. реакции после 1848 H. сумел многое сделать, чтобы отстоять
демократич. направление журнала. В это время были опубл. романы "с продолжением"
("Три страны света", 1848-49, и "Мёртвое озеро", 1851, совм. с А. Я. Панаевой,
к-рая стала женой H.). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма
(в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократич. настроением.
В период обществ, подъёма сер. 50-х гг. H. поручил руководящую роль в журнале
H. Г. Чернышевскому и H. А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция
новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий
ускорила идейное размежевание внутри редакции. H. мужественно отказался
от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними
узами старой дружбы; "...все симпатии его были на стороне Чернышевского",-
указывал В. И. Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией,
редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурит., борьбой с цензурой
H. сделал возможным появление на страницах журнала яркой рево-люц. публицистики
и
критики. "Только благодаря его великому уму,- вспоминал Чернышевский,-
высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность
писать, как я писал" (Поли. собр. соч., т. 15, 1950, с. 793).


На рубеже 60-х гг. развернулось дарование
H. как нар. поэта, сатирика, обличителя "верхов", заступника угнетённой
деревни. Идейное общение с "новыми людьми" в "Современнике" помогло окончательно
сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произв., богатые революц.
мыслью ("Поэт и гражданин", "Размышления у парадного подъезда", "Песня
Ерёмушке", "О погоде", "Плач детей"). В 1856 вышел сб. H. "Стихотворения",
воспринятый как манифест передовой рус. лит-ры, открыто звавший к гражд.
деятельности, к революц. действию. В годы революц. ситуации 1859- 1861
в поэзии H. углубляется тема деревни. Его стихи ("Дума", "Похороны", "Ка-листрат")
и поэмы ("Крестьянские дети", 1861; "Коробейники", 1861; "Мороз, Красный
нос", 1863) согреты неподдельной любовью к рус. крестьянину. К этому времени
исключительно вырос авторитет H. в рус. обществе, особенно среди передовой
молодёжи и революц. деятелей, считавших его первым рус. поэтом. Когда пр-во
начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу "грозил неумолимый
рок", H. сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил
со стихами на обеде в честь M. H. Муравьёва. Это была ошибка ("звук
неверный"), в к-рой поэт горько раскаивался до последних дней жизни ("Прости
меня, о родина! прости!...").


В 1868 H. удалось взять в свои руки
"Отечественные записки". Он опубл. здесь главы поэмы "Кому на Руси жить
хорошо", поэмы о декабристах -"Дедушка" (1870) и "Русские женщины" (1872-73),
сатиру "Современники" (1875-76). В этих произв. (они появились в печати
с большими цензурными искажениями), а также в лирике H. воплощены важнейшие
черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революц. народничества,
начиналось
"хождение в народ". H. стремился поддержать дух революц. интеллигенции,
преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу ("Сеятелям", 1876,
опубл. 1877).


Эскиз иллюстрации В. А. Серова к стихотворению
"Крестьянские дети". Акварель, карандаш, тушь. 1896. Русский музей. Ленинград


Последние годы жизни H., проведённые
в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в обществ, деятельности,
были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал "последние песни",
в к-рых с прежней поэтич. силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей
любви к рус. народу и о своей "музе": "Сестра народа - и моя". Похороны
H. (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер нар.
политич. демонстрации. От имени об-ва "Земля и воля" выступал Г. В. Плеханов.
Знаменательной была речь Ф. M. Достоевского, к-рый поставил H. рядом с
А. С. Пушкиным.


Поэзия H., подготовленная предшествующим
развитием рус. лит-ры, впитавшая традиции Пушкина, M. Ю. Лермонтова и H.
В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни рус. народа, пробуждавшегося
к освободит, борьбе, и это определило особое место H. среди рус. писателей-реалистов
19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крест. Россией,
заговорил от её имени и её языком. "Я лиру посвятил народу своему",- сказал
он в конце жизни.


"Мороз, Красный нос". Илл Д. А. Шмаэринова.
Гуашь. 1952. Литературный музей. Москва.


Тема народа, крестьянства, воплощённая
в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для рус. лит-ры, проходит
через всё творчество H.- от ранних стих. "Тройка" и "Родина" до больших
эпич. поэм, до предсмертных лирич. обращений к рус. народу. Никто, кроме
H., не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской
нищеты и горя ("Размышления у парадного подъезда", "Орина, мать солдатская",
"Пир на весь мир") и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства,
столько крупных, му-жеств. характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин),
не убитых веками рабства. H. был далёк от ложной народнич. идеализации
деревни и осуждал долготерпение, пассивность б. ч. крестьянства ("Чем хуже
был бы твой удел, когда б ты менее терпел"?). Образ России, сильной и страдающей,
стоит за широкими картинами некрасовской деревни: "Ты и убогая, Ты и обильная,
Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!".


Мысль о народе, о его судьбе пронизывает
всё, о чём бы ни писал H. В "Железной дороге" (1864) сквозь мрачные картины
гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих
сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое
место занимает проблема долга перед народом ("Рыцарь на час", 1860). Темы
любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества,
к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героин, образы Белинского,
Добролюбова, Чернышевского, созданные H., овеяны революц.-романтич. патетикой.
Тяжёлая судьба рус. женщины постоянно волновала H.; эта тема нашла воплощение
и в лирике, и в поэмах о декабристках - "Княгиня Волконская", "Княгиня
Трубецкая". В этих историч. поэмах события прошлого осмыслены в связи с
судьбами народа и революц.-народнич. идеалами 70-х гг. Поэма "Кому на Руси
жить хорошо" (1866-76) увенчивает творчество H. Это подлинная поэтич. энциклопедия
нар. жизни сер. 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критич.
анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает
в поэме образ Гриши Доброскл снова, в к-ром воплощены черты крест, революционера,
носителя нар. идеала свободы. Совершенное и новаторское творение H. вобрало
в себя огромные пласты устно-поэтич. нар. творчества; песни, поговорки
и поверья, разговорный крест, язык и нар. острословие слились здесь в едином
художеств, сплаве.


Важнейшая черта творчества H.- его
сатирич. направленность. Обличение благонамеренных чиновников, бурж. филантропов,
знатных лицемеров в ранних стихах ("Современная ода", "Колыбельная песня")
переросло затем в острую сатиру на всю политич. систему, крепостников-помещиков,
либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати ("Газетная",
"Песни о свободном слове", "Суд"). Позднее созданы такие шедевры рус. сатиры,
как поэма "Недавнее время" (1871) и "Современники" (1875- 1876); в центре
второй из них - фигуры бурж. дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской
силой.


Поэт глубоко национальный, H. широко
ввёл в поэзию всё богатство нар. языка и фольклора, смело использовал прозаизмы,
разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в к-рой
гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве,
оказала благотворное влияние на последующее развитие рус. классич., а затем
сов. поэзии.


MH. стихи H. ещё при жизни поэта стали
нар. песнями, к-рые поются доныне ("Коробушка", "Меж высоких хлебов..."
и др.). Рус. композиторы охотно писали музыку на его тексты: M. П. Мусоргский
("Калистрат", "Песня Ерёмушке"), Ц. А. Кюи ("Молодые", "Сват и жених",
"Внимая ужасам войны", "Катерина"), С. И. Танеев ("Бьётся сердце беспокойное").


Марксистское литературоведение (Г.
В. Плеханов и др.) ещё в дореволюц. годы начало разработку наследия H.
После Окт. революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению
его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых
царской цензурой. Сов. некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают
мастерство поэта. Работают лит.-мемориальные музеи: Музей-квартира H. в
Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской обл. (с 1947).


С о ч.: Поли. собр. соч. и писем, т.
1 - 12, M., 1948-52; Поли. собр. стихотворений, т. 1 - 3, [Л.], 1967; Собр.
соч., т. 1 - 3, M., 1971.


Лит.: Луначарский А. В., H.
А. Некрасов, Собр. соч., т. 1, M-, 1963; Литературное наследство, т. 49-54,
M., 1946-49; Евгеньев-Максимов В. E., Жизнь и деятельность H. А. Некрасова,
т. 1 - 3, М.- Л., 1947-52; Чуковский К. И., Мастерство Некрасова, 4 изд.,
M., 1962; К о р м а н Б. О., Лирика H. А. Некрасова, Воронеж, 1964; Некрасовский
сборник, т. 1 - 5, М.- Л., 1951 - 73; Г и н M. M., От факта к образу и
сюжету. О поэзии H. А. Некрасова, M., 1971; Степанов H. Л., H. А. Некрасов.
Жизнь и творчество, 2 изд., M., 1971; Жданов В. В., Некрасов, M., 1971;
его же, Некрасов и зарубежная литература, "Иностранная литература", 1971,
№ 12; H. А. Некрасов и русская литература. 1821-1971. [Сб. ст.], M., 1971;
Некрасов и литература народов Советского Союза, Ереван, 1972; H. А. Некрасов
в воспоминаниях современников, [M., 1971]; И в а-н о в Г. К., H. А. Некрасов
в музыке, M., 1972; С о г е t Ch., Nekrasov 1'homme et Ie poete,
P., 1948; А ш у к и н H. С., Летопись жизни и творчества H. А. Некрасова,
М.- Л., 1935; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель,
M.- Л., 1962. В. В. Жданов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я