НЕЖДАНОВА

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна
[4(16).6.1873, с. Кривая Балка, ныне Саратского р-на Одесской обл.,- 26.6.
1950, Москва], русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано),
нар. арт. СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925).
Родители H.- сельские учителя. С 7 лет H. пела (часто солировала) в церк.
и сел. хорах. В 1899-1902 училась в Моск. консерватории (класс У. Мазетти);
по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды ("Иван
Сусанин" Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии:
Джиль-да, Людмила ("Риголетто" Верди, "Руслан и Людмила" Глинки, 1902),
Розина ("Севильский цирюльник" Россини, 1903), Татьяна ("Евгений Онегин"
Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица ("Снегурочка", 1907,
"Сказка о царе Салтане", 1909, Римского-Корсакова), Эльза ("Лоэнгрин" Вагнера,
1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр"Гранд-Опера").
В том же году исполнила партию Марфы ("Царская невеста" Римского-Корсакова).
Постоянным партнёром H. был Л. В. Собинов. Их дуэты - образец совершеннейших
по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики.


A. В. Н ж а н ова в партии Антониды
("Иван Сусанин" M. И. Глинки).


Обладая свежим, кристальной чистоты
сопрано нежного тембра, H. в результате упорных занятий значительно расширила
диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой
кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением
партий H. пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, M. H. Ермоловой, К. С.
Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её
художеств, палитре - рус. распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа),
светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная
и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар
певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым,
А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, A. H. Скрябиным, позднее с H. С. Головановым)
входили произв. С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф.
Шуберта, И. Ф. Стравинского, рус. нар. песни, романсы. В сов. время H.
участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии.
С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах
СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь ("Сказка о царе Салтане"
Римского-Корсакова), Парася ("Сорочин-ская ярмарка" Мусоргского), Нинетта
("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого
театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 проф. Моск.
консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова,
Собинова. Гос. пр. СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового
Красного Знамени и медалями.


С о ч : Страницы жизни. Отрывки из
воспоминаний, "Музыкальная жизнь", 1960. № 12.


Лит.: Львов M., А. В. Нежданова,
M , 1952; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования, M.,
1967; П o-л я н о в с к и и Г., А. В. Нежданова, M., 1970. Г.
А. Поляновский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я