НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА общеобразовательное
учебно-воспитательное учреждение для детей, дающее начальное образование
(элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе
и обществе); в современных системах народного образования большинства
стран H. ш. (нач. классы) является первой ступенью обязательного всеобщего
обучения.
Возраст детей, поступающих в H. ш., и сроки обучения в ней
в разных странах неодинаковы. В Великобритании, напр., обучение детей начинается
с 5 лет в т. н. школах для малышей, из которых после двухлетнего обучения
дети переходят в H. ш.- классы (4 года). Во Франции обучение начинается
с 6-летнего возраста и осуществляется в H. ш. по единой программе в течение
5 лет. В элементарные школы США принимаются дети с 6 лет, они проходят
6- или 8-летний (в школах небольших населённых пунктов) курс обучения.
В большинстве стран Латинской Америки курс H. ш., как правило, 6-летний,
в отдельных странах (Колумбии, Перу, Доминиканской Республике, Бразилии)
- 5-летний, в H. ш. (классы) принимаются дети с 6 лет. В Италии обязательными
для детей 6-летнего возраста являются 3-летние школы (первый цикл H. ш.),
полный курс обучения осуществляется в течение 4-5 лет. В H. ш. (классах)
социалистич. стран обучение детей начинается с 6 (напр., Венгрия, Чехословакия,
ГДР) или с 7 лет (СССР, Польша, Румыния, Болгария). Курс нач. обучения
в большинстве социалистич. стран - 3-4 года.


Первые H. ш. на территории, ныне входящей
в состав СССР, возникли в 4 в. в Грузии и Армении, в России - в 9-11 вв.
Школы для обучения детей грамоте, чтению церк. книг и песнопению создавались
при церквах и монастырях; большую роль в распространении грамотности (особенно
в 14-16 вв.) играли мастера грамоты, к-рые обучали детей в семьях или создавали
небольшие школы у себя на дому.


В 1701 в Москве была основана Школа
математических и навигацких наук.
Нач. классы школы представляли собой
две последовательные ступени: "русская школа" (чтение и письмо) и "цифирная
школа" (счёт и начала арифметики и геометрии). С 1714 стали учреждаться
цифирные
школы
для детей всех сословий, кроме крестьян. В этих школах дети получали
нач. матем. знания, обучались чтению, письму. К сер. 18 в. цифирные школы
пришли в упадок, нек-рые из них были объединены с гарнизонными школами,
где
обучались дети солдат. Представители прогрессивной части общества (И. T.
Посошков, В. H. Татищев и др.) выступали за необходимость нач. образования
для детей крестьян. В 1782 была организована "Комиссия об учреждении училищ",
разработавшая под руководством Ф. И. Янковича де Мириево "Устав народных
училищ" (1786). Согласно уставу, в губернских городах открывались главные
народные училища с
5-летним сроком обучения, в уездных - малые народные
училища
(2 года). Вводилась классно-урочная система обучения, впервые
применённая в братских школах Зап. Украины и Белоруссии в 16 в.
Появились новые учебники, наглядные пособия. Устав, принятый в 1804, предусматривал
создание единой бессословной системы общеобразоват. школ. В основе системы
были приходские училища, учреждаемые в городах и значительно реже
в сёлах, а также уездные училища. Устав 1828 сохранил эти типы уч.
заведений, но они уже не представляли единой системы, приобрели сословный
характер (приходские уч-ща предназначались для низших сословий, уездные
- для средних). Устав направлял всю деятельность школы на укрепление основ
"православия, самодержавия и народности". Прогрессивная общественность
выражала недовольство системой образования народа и требовала её реформы.
Пр-во в нач. 60-х гг. 19 в. вынуждено было приступить к разработке проекта
реформы школы (как составной части бурж. реформ 60-70-х гг.). В 1864 было
утверждено "Положение о начальных народных училищах". Перед H. ш., как
и прежде, ставилась задача утверждать в народе религ. понятия и распространять
первоначальные знания. Вводился единый уч. план, к-рый включал закон божий,
чтение церк. и гражд. книг, счёт (4 арифмс-тич. действия), церк. пение.
Обучение в школах допускалось только на рус. яз. H. ш. объявлялась бессословной,
разрешалось открывать школы самоуправлениям, об-вам и частным лицам, назначать
учителями не только мужчин, но и женщин. Все H. ш. по новому Положению
переходили в ведение Мин-ва нар. просвещения, за исключением
церковноприходских
школ,
к-рые оставались в ведении Святейшего синода. Для руководства
H. ш. на местах учреждались уездные и губернские училищные советы. H. ш.
составляла особую систему образования нар. масс, не связанную со средней
школой.


Большой вклад в дело развития нач.
обучения внесло общественно-пед. движение 60-х гг. Значительно выросло
число приходских уч-щ и т. н. воскресных школ. К этому времени относится
выход в свет книг К. Д. Ушинского "Родное слово" и "Детский мир", сыгравших
огромную роль в становлении рус. H. ш Развитие H. ш. в 60-70-х гг. тесно
связано с деятельностью земств. За 1865-74 в 34 губерниях, где были
учреждены земства, сеть H. ш. значительно увеличилась. Земские школы
считались
лучшими по постановке уч.-воспитательной работы. В них не только обучали
чтению, письму . и счёту, но и давали сведения по естествознанию, географии
и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями и учебниками, книгами
для чтения, на писанными К. Д. Ушинским, Л. H. Толстым и др. прогрессивными
педагогами, проявляли заботу о повышении квалификации учителей. Однако
эта деятельность земств вызвала недовольство в правительств, кругах. В
1874 было утверждено новое "Положение о начальных народных училищах", к-рое
действовало до 1917. Земствам не разрешалось вмешиваться в уч.-воспитательную
работу школ, их деятельность в области нар. образования ограничивалась
решением хозяйственных вопросов. С 80-х гг. правительство и церковь стали
усиленно насаждать церков-но-приходские школы как наиболее благонадёжные.


После победы Окт. революции 1917 управление
школами было передано Нар. комиссариату просвещения, а на местах - отделам
нар. образования Советов рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 был издан
декрет Совнаркома об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Все
расходы на содержание школ гос-во взяло на себя.


В нач. 30-х гг. введено всеобщее обязательное
нач. обучение. Первоначально H. ш. имела 5-летний срок обучения, установленный
"Положением о единой трудовой школе" (1918). В связи с созданием в системе
нар. образования 7-летней школы (1923) срок обучения в H. ш. сократился
до 4 лет; с конца 60-х гг. (после большой экспериментальной проверки) -
до 3 лет.


H. ш. в СССР и соответствующие классы
8-летних и средних школ - органич. часть единой общеобразоват. трудовой
политехнич. школы. Преемственность всех ступеней школы обеспечивается полной
согласованностью уч. планов и программ и единством принципов организации
учебно-воспитательной работы на основе общих задач коммунистического
воспитания
подрастающего поколения. H. ш. создаются в основном в небольших
населённых пунктах, где нет 8-летних или средних школ. Радиус обслуживаемого
H. ш. района не превышает 3 км. В 1-й класс принимаются дети, к-рым
к началу уч. года исполнилось 7 лет. Проводится эксперимент по организации
обучения с б-летнего возраста. В ряде союзных и автономных республик создаются
приготовит, классы для детей 6 лет (особенно не владеющих рус. речью),
чтобы подготовить их к обучению в H. ш. с параллельным изучением родного
и рус. языков. В H. ш. и нач. классах 8-летних и средних школ преподавание
всех предметов ведёт один учитель. Обязательные занятия в неделю - 24 уч.
часа, в нац. школах (с обучением на родном языке и добровольным изучением
рус. или др. нац. языка) допускается увеличение уч. нагрузки на 2-3 часа.
Домашние задания рассчитаны на выполнение их в пределах: в 1-м классе -
до 1 часа, во 2-м - до 1,5 часа, в 3-м - до 2 часов. Уч. планом предусмотрены
изучение русского (родного - в нац. школах) языка, математики, природоведения,
занятия по труду, изобразительному иск-ву, музыке, физич. культуре. Программа
по русскому (родному) языку включает первоначальные сведения по грамматике
и правописанию, формирование связной устной и письменной речи, навыков
сознательного, выразительного чтения с постепенным увеличением беглости
его (до 80-90 слов в минуту к концу 3-го года обучения). Классное чтение
дополняется внеклассным (проводятся спец. уроки). На уроках чтения, грамматики
большое внимание уделяется логич. упражнениям, развитию самостоят, суждений
у учащегося. Программа по математике включает нумерацию и арифметич. действия
с первого десятка до многозначных чисел в пределах класса миллионов, понятие
о дроби, мет-рич. систему мер длины и веса, время и его измерение. Геометрич.
материал (геометрич. фигуры на плоскости) изучается в тесной связи с арифметич.
действиями. Особое внимание уделяется развитию матем. мышления. Программа
по природоведению предусматривает знакомство с явлениями природы, с.-х.
трудом, элементарные сведения по анатомии и физиологии человека, охране
его здоровья, по охране природы. Изучение теоре-тич. материала сочетается
с опытами, практнч. работами, экскурсиями. На уроках труда проводится работа
с разными материалами, изготовляются предметы быта, игрушки и др., постепенно
усложняются задания по технич. моделированию. Занятия изобразительным иск-вом
включают рисование с натуры, по представлению, на заданные темы, декоративное
рисование, ознакомление с отд. произведениями изобразит, иск-ва и др. Уроки
пения и слушания музыки (с использованием звукозаписи) способствуют формированию
у детей вокально-хоровых навыков, художеств, вкуса, развитию муз. способностей.
Занятия физич. культурой (гимнастич. упражнения, игры, лыжная подготовка
и др.) являются важным средством укрепления здоровья детей. Обучение и
воспитание в H. ш. организуются с учётом психич. особенностей детей, их
интересов и запросов.


Лит.: Константинов H. А., Струминский
В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., M., 1953;
Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева
и А. И. Сорокиной, M., 1960; Вопросы психологии учебной деятельности младших
школьников. Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, M., 1962; 3 а нк
о в Л. В., О начальном обучении, M., 1963; Основные вопросы начального
обучения. Сб. Под ред. А. С. Пчелко, M., 1963; Программы восьмилетней школы.
Начальные классы (I-III), M., 1972; Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР. XVIII в.- пер. пол. XIX в., M., 1973.

П. В. Зимин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я