НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС совокупность
политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических
и культурных отношений между нациями, нац. группами и народностями
в
различных общественно-экономич. формациях. В эксплуататорском обществе
H. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за нац. освобождение и максимально
благоприятные условия их социального развития. После победы социа-листич.
революции и в социалистич. обществе он охватывает проблемы отношений наций
и народов в процессе установления их добровольного союза и дружбы, укрепления
единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм
рассматривает H. в. как подчинённый общему вопросу о социаль-но-политич.
прогрессе общества и исходит из того, что главным в H. в. является объединение
трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех
видов угнетения, за передовой обществ, строй.


Угнетение и эксплуатация одних народов
другими и освободит, борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались
в эпоху феодализма. В полной мере H. в. возник в период уничтожения феодализма
и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает
существовать и в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения
и во внутригосударственных отношениях наций и народов. H. в. полностью
отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во
всём мире.


Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла
нац.-освободит, движения в Европе и амер. колониях в 16-19 вв., считали
основой решения H. в. "принцип национальности" ("право нации"), согласно
к-ро-му необходимо создание при любых обстоятельствах "своего" нац. гос-ва:
"одна нация - одно государство" (итальянец Манчини, бельгиец Лоран, русские
А. Градовский и H. Данилевский и др.). В "принципе национальности" абсолютизировался
нац. момент; к тому же этот принцип распространялся только на "цивилизованные"
народы. Буржуазия использовала "принцип национальности" для отвлечения
пролетариата от классовой борьбы, пыталась разъединить его националистич.
предрассудками, разжиганием нац. вражды и ненависти. Вместе с тем в период
бурж. революций и становления нац. бурж. гос-в "принцип национальности"
сыграл положит, роль в борьбе против остатков феод, раздробленности и нац.
гнёта. В условиях домо-нополистич. капитализма создание нац. гос-ва иногда
ослабляло остроту H. в. При перерастании капитализма в империализм буржуазия
крупнейших стран переходит к более широким колониальным захватам, завершает
раздел мира (см. Колонии и колониальная политика) и отбрасывает
"принцип национальности". H. в. из внутригосударственного превратился в
междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения.
Пролетариат, ставший самостоят, политич. силой, выдвигает свою программу
решения H. в.


К. Маркс и Ф. Энгельс разработали осн.
принципы подлинно научной теории решения H. в. Они показали, что нац. отношения
носят конкретно-историч. характер и определяются обществ, и гос. строем,
соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац. политикой
господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают
влияние на обществ, отношения и классовую борьбу. При этом на различных
историч. этапах могут выдвигаться на первый план разные стороны H. в. (борьба
за политич. или эконо-мич. независимость, проблемы культуры, языка и др.).
Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и Энгельс подчёркивали,
что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и народов.
На первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма -
"Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!" (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 459). Им же принадлежит
знаменитая формула: "Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы"
(Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс распространили требование
о предоставлении нац. независимости на колониальные народы, к-рые они считали
естественными союзниками пролетариата в революц. борьбе. Пролетариат, писали
Маркс и Энгельс, взяв власть в свои руки, должен будет "как можно скорее
привести к самостоятельности" колонии.


Лондонский конгресс 2-го Интернационала
(1896) принял резолюцию, в к-рой лозунг о праве наций на самоопределение
впервые был выдвинут в качестве политич. основы решения H. в. Однако оппор-тунистич.
лидеры 2-го Интернационала игнорировали указания Маркса и Энгельса о необходимости
для пролетариата вести борьбу за освобождение народов колоний и в дальнейшем
фактически выступали против принципа самоопределения.


Теория H. в. получила развитие в трудах
В. И. Ленина ["О манифесте „Союза армянских социал-демократов"" (1903),
"Национальный вопрос в нашей программе" (1903), "Рабочий класс и национальный
вопрос" (1913), "Критические заметки по национальному вопросу" (1913),
"О праве наций на самоопределение" (1914), "О брошюре Юниуса" (1916), "Итоги
дискуссии о самоопределении" (1916)], а также в работах др. российских
марксистов. В. И. Ленин подверг критике взгляды по H. в. ряда правых с.-д.
деятелей, к-рые не признавали право наций на самоопределение (Э. Давид,
Г. Кунов и др.), выдвинули националистич. теорию культурно-национальной
автономии
(О. Бауэр, К. Реннер и др.). Он выступил также против взглядов
левых (P. Люксембург и др.), к-рые, борясь против бурж.-националистич.
концепций, вместе с тем утверждали, что в эпоху империализма право наций
на самоопределение неосуществимо, а при социализме излишне. В. И. Ленин
разработал научные принципы нац. политики революц., марксистской партии.
В написанном им "Проекте программы Российской социал-демократической рабочей
партии" (1902) в качестве основы решения H. в. было выдвинуто право наций
на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории H. в. были положены
в основу практич. деятельности и программных документов Коммунистического
Интернационала и коммунистич. партий.


В условиях капитализма для развития
H. в. характерны две историч. тенденции: первая - пробуждение нац. жизни
и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта, создание гос-в, и вторая-
развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок,
создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки,
мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего
капитализма, вторая - в эпоху империализма (см. В. И. Ленин, Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 24, с. 124). Признание в марксистско-ленинской теории
H. в. права наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного
объединения наций, пролетарского интернационализма, солидарности трудящихся
всех стран в борьбе против империализма отражает и первую и вторую тенденций.
На бурж.-демократия, этапе развития H. в. есть часть общего вопроса о бурж·-демократич.
революции, и его решение является подчинённым по отношению к задачам этой
революции (ликвидации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия
для социалистич. преобразований, H. в. является частью общего вопроса о
социалистич. революции и строительстве социализма. Это ни в какой мере
не означает недооценки H. в. Рабочий класс, его марксистско-ленинские партии
являются самыми последовательными борцами за справедливое решение H. в.,
стойкими защитниками нац. суверенитета всех народов и наций. Право самостоятельно
решать свою судьбу признаётся для всех народов и наций.


Право наций на самоопределение означает
свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами
(добровольное объединение в едином гос-ве, автономия, федерация и др. вплоть
до отделения и образования независимого roc-ва), а также самостоят, решение
всех вопросов своего внутр. устройства (обществ, строй, форма правления
и т. д.). При этом в соответствии с марксистско-ленинской теорией H. в.
вопрос об отделении той или иной нации должен решаться, исходя из его целесообразности,
с точки зрения интересов всего обществ, развития, интересов борьбы за всеобщий
мир и социализм. Следует учитывать, что число совр. наций и народов, проживающих
почти в 140 гос-вах, составляет 2 тыс. T. о., очевидно, что для большинства
наций и народностей H. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.


Марксизм-ленинизм ставит вопрос не
только о формальном (правовом) равенстве наций, но и о достижении ими фак-тич.
равенства (в экономич. и культурной областях). К сплочению, единству, всестороннему
сближению наций можно идти только через их полное освобождение от нац.
и социального гнёта, через создание максимально благоприятных условий развития
каждой из них. Такова диалектика марксистско-ленинской постановки H. в.


История H. в. В период домонопо-листич.
капитализма решение H. в. связано с нац.-освободит, движениями, возникшими
в
ходе
становления наций. Завоевание независимости англ, североамер. колониями
в 1775-83 ускорило формирование североамер. нации; освобождение южноамер.
колоний (1810-26) создало условия для формирования латино-амер. наций;
освобождение от турецкого господства (19 в.) открыло путь формирования
греч., серб., рум., болг. и др. наций и привело к образованию соответствующих
нац. гос-в. Своеобразной формой решения H. в. было воссоединение Германии,
Италии. В период империализма, в условиях разделения всего мира на горстку
господствующих наций и большинство угнетённых, стремление народов к независимости
и нац. консолидации насильственно подавлялось.


Победа Великой Окт. социалистич. революции
открыла эру социального и нац. освобождения народов. Освободит, движение
охватывает Азию, Африку и Лат. Америку. После 2-й мировой войны 1939- 1945
в условиях изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализма
начался новый подъём нац.-освободит. движения. За три послевоенных десятилетия
возникло св. 70 новых гос-в. Принцип самоопределения в результате усилий
Сов. Союза, поддержанных др. социалистич. и развивающимися странами, стал
принципом междунар. права. Он включён в Устав ООН, в решения Бандунгской
конференции гос-в Азии и Африки (1955), Белградской (1961), Каирской (1964),
Лусакской (1970) и Алжирской (1973) конференций неприсоединившихся стран.
После завоевания независимости MH. угнетёнными народами содержание H. в.
изменилось, он отпочковался от колониального вопроса.


Во многих странах Азии и Африки после
завоевания независимости H. в. приобретает большую остроту (Нигерия, Кипр,
Пакистан и др.). Это объясняется как проблемами, оставленными колониализмом,
так и происками неоколонизаторов. Границы MH. новых гос-в установлены без
учета этнич. фактора, эти гос-ва населены различными народностями и племенами.
Нередко, особенно в Африке, одна этническая группа проживает в двух и более
гос-вах. Поскольку самоопределение происходило не на национальной, а обычно
на исто-рич. основе (в рамках бывших колониальных адм. единиц) и до формирования
наций, процессы нац. консолидации в этих странах чрезвычайно сложны: в
границах гос-ва из разрозненных этнич. компонентов формируются одна или
неск. наций.


В Лат. Америке H. в. охватывает взаимоотношения
между населением европ. происхождения и 1) многочисленным в ряде стран
коренным индейским населением, говорящим на своих языках и наречиях (Боливия,
Экуадор, Перу, Мексика и др.), 2) ещё не ассимилировавшейся частью негроидного
населения, к-рое не сохранило своих языков (Бразилия), а также между населением
негроидного происхождения, составляющим в нек-рых странах большинство,
и др. нац. группами - европейской, индейской и т. д. (Гаити, Гайана, Ямайка,
Тринидад и Тобаго и др.). Историч. особенности формирования латиноамер.
наций, проявившиеся, в частности, в отсутствии жёстких расовых и этнич.
перегородок и в интенсивном процессе метисизации, в известной мере предопределяют
и пути решения H. в. Прогрессивные силы латиноамер. стран видят эти пути
как в установлении нац. и расового равноправия, в предоставлении автономии
компактно проживающим группам индейского населения, в развитии языка и
культуры нац. м-зньшинств. так и в происходящих на добровольной основе
ассимиляционных процессах.


В 60-70-е гг. нац.-освободит, движение
вступило в новый этап. Борьба за нац. освобождение во MH. странах стала
практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как
феодальных, так и капиталистических. Многие освобождающиеся народы отвергают
капиталистич. путь и ставят задачи развития по некапиталистич. пути, в
направлении к социализму, что облегчает и ускоряет решения H. в.


В развитых капиталистич. гос-вах ухудшаются
отношения между народами, в течение веков живущими в рамках одного гос-ва
(конфликт между валлонами и фламандцами в Бельгии, англо-канад-цами и франко-канадцами
в Канаде, ирландский вопрос в Великобритании, негритянский вопрос в США
и др.). В 50-70-х гг. в развитых капиталистич. странах, особенно в Зап.
Европе, возник вопрос о неравноправии и угнетении миллионов иностр. рабочих.
Усиление нац. противоречий в капиталистич. странах связано с обострением
социальных антагонизмов, ростом нац. самосознания и невозможностью справедливого,
демо-кратич. решения H. в. в условиях капитализма.


При социализме происходит всестороннее
развитие всех наций на путях их сближения и братской взаимопомощи. Ярким
примером служит решение H. в. в СССР. H. в. в царской России, к-рую называли
"тюрьмой народов", был чрезвычайно острым и выступал в различных формах.
Для одних народов шла речь о восстановлении утраченной нац. государственности,
для других он переплетался с колониальным вопросом, для третьих - с борьбой
за нац. равноправие и т. д. В первых документах Сов. власти - Декрете
о мире, Декларации прав народов России, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого
народа
и др.- были провозглашены следующие принципы нац. политики социалистич.
гос-ва: право народов и наций на самоопределение, равенство и суверенность,
отмена всяких нац. привилегий и ограничений, свободное развитие нац. меньшинств,
социалистич. федерация. Сов. пр-во признало самостоятельность Польши, Финляндии,
Латвии, Литвы. Эстонии, сов. республик Закавказья, Белоруссии, Украины,
входивших в состав Росс, империи. Права тех народов, к-рые не пожелали
отделиться, были конституционно гарантированы Сов. властью. Для борьбы
против империалистич. интервенции и внутр. контрреволюции сов. республики
создали тесный политич., воен. и хозяйственный союз, а несколько позже,
исходя также из преимущества крупных гос-в, поставили вопрос об объединении
в единое социалистич. многонац. гос-во. Всенародное объединит, движение
привело в 1922 к образованию Союза Советских Социалистических Республик.
Это выдающееся событие в жизни человечества подтвердило правильность ленинской
нац. политики. Партией был взят курс на ускоренное экономич., культурное
и социально-политич. развитие нац. окраин. Практич. осуществление этого
курса стало возможно на основе большой и всесторонней помощи бывшим угнетённым
нациям и народностям со стороны более развитых районов страны и прежде
всего со стороны русского народа, его рабочего класса. Русский рабочий
класс совершил настоящий подвиг, пошёл на жертвы во имя преодоления отсталости
нац. окраин. Нац. республики систематически получали дотации из союзного
бюджета, их социально-эконо-мич. развитие происходило более быстрыми темпами,
чем развитие центра страны, их население длительное время освобождалось
от налогов, нац. кадрам были предоставлены большие привилегии при поступлении
в учебные заведения и т. д. Всем нациям и народам были предоставлены огромные
возможности для развития науки и нац. культуры, и они достигли невиданного
расцвета.


Отношения между сов. социалистич. республиками
строятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии с к-рым
каждая республика является суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается
единство союзной и нац. государственности республик на основе принципов
демократич. централизма, социалистич. федерализма и социалистич. демократии.
Если нация или народность не может образовать союзную республику (в том
случае, если она слишком малочисленна, не составляет большинства на занимаемой
ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии: нации
и народности образуют республики, авт. области или нац. округа. T. о.,
всем народам обеспечивается гос. самоуправление и защита их нац. интересов
(развитие нац. культуры, школы, уважение нац. обычаев, религии и т. д.).
Во всех областях общественно-политич. жизни гражданам гарантируется пользование
их родным языком. Русский язык все нации и народности добровольно избрали
в качестве общего языка межнац. общения и сотрудничества, для MH. миллионов
людей он стал вторым родным языком. Последовательное соблюдение принципов
марксистско-ленинской нац. программы позволило сов. народам решить H. в.
в том виде, в каком он был унаследован от прошлого, и создать крупное многонац.
гос-во, гармонически сочетающее интересы всего общества с интересами каждой
нации, каждого народа. Решение H. в. в СССР является одним из важнейших
достижений социализма и имеет огромное междунар. значение. Под воздействием
мощных объединительных факторов, таких как единая социалистич. экономика,
интернационалистская марксистско-ленинская идеология, общность историч.
судеб всех народов и народностей, совместная борьба против империализма,
агрессии и эксплуатации, за мир и коммунизм, в СССР возникла новая историч.
общность людей - советский народ. Дальнейшее сближение наций - объективный
историч. процесс, к-рый вредно искусственно форсировать и совершенно недопустимо
сдерживать, так как в обоих случаях это привело бы к замедлению этого прогрессивного
процесса и противоречило бы генеральному направлению развития сов. общества,
интересам строительства коммунизма.


Возникшие после 2-й мировой войны 1939-45
страны социализма своей практикой подтвердили опыт решения H. в. в СССР
и дополнили его. В социалистич. гос-вах успешно осуществляются принципы
социалистич. федерации и автономии, юридич. и фактич. равноправия народов
и наций и т. д. Между социалистич. странами сложился новый тип межгос.
братских отношений. Однако социалистич. строй создаёт лишь объективные
предпосылки для решения H. в. Их реализация зависит прежде всего от действия
субъективного фактора, т. е. от политики партий, осуществляющих руководство
обществом. Если партии отходят от марксистско-ленинской линии в H. в.,
ослабляют борьбу с национализмом и шовинизмом и воспи-тат.
работу среди трудящихся в духе интернационализма, H. в. может обостриться.
Маоистское руководство КПК, отойдя от марксизма-ленинизма, принципов интернационализма
и став на путь вели-коханьского шовинизма, крайне обострило H. в. как внутри
Китая, так и в плане отношений с гос-вами социалистич. содружества.


Задачи строительства развитого социализма
и коммунизма настоятельно диктуют необходимость всестороннего сближения
социалистич. наций, упрочения их сотрудничества, расширения социалистич.
разделения труда. Стирание граней между классами и развитие социалистич.
обществ, отношений усиливают социальную однородность наций, содействуют
развитию у них общих черт, дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы
между ними (см. Дружба народов). Однако стирание нац. особенностей
- процесс длительный. В социалистич. обществе при правильной классовой
нац. политике нац. различия не ведут к разобщению людей, возникающие нац.
проблемы и противоречия не носят антагонистич. характера и решаются в духе
братского сотрудничества, в интересах всей страны и каждой отд. республики,
в интересах социалистич. и коммунистич. строительства. КПСС и др. братские
партии социалистич. стран не допускают ни раздувания, ни игнорирования
нац. особенностей, последовательно проводят в жизнь принципы интернационализма,
ведут решительную борьбу против пережитков национализма, шовинизма, нац.
обособленности, а также против нац. нигилизма, добиваются дальнейшего сплочения
братских народов.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; M а р к с К-, Отчет
Генерального Совета IV ежегодному конгрессу Международного Товарищества
Рабочих, там же, т. 16; его же, Генеральный Совет - федеральному совету
Романской Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апреля
1870, там же, т. 32; Э нг е л ь с Ф., Какое дело рабочему классу до Польши?,
там же, т. 16; е г о ж е, О разложении феодализма и возникновении национальных
государств, там же, т. 21; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном
вопросе, Сб., M., 1956; его же, Доклад комиссии по национальному и колониальному
вопросам, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41; КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1-2, M., 1970; Программа
КПСС, M., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм.
Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, M.,
1960; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы
и материалы, M., 1969; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских
Социалистических Республик, M., 1972; Калинин M. И., О коммунистическом
воспитании. Избр. речи и статьи, M., 1958; Сталин И. В., Национальный вопрос
и ленинизм, Соч., т. 11, M., 1949; Шаумян С. Г., Избр. произв., т. 1, M.,
1957; Старушенк о Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней
политике Советского государства, M., 1960; его же, Нация и государство
в освобождающихся странах, M., 1967; Дьяков A. M., Национальный вопрос
в современной Индии, M., 1963; Д ж а нд и л ь д и н H., Коммунизм и развитие
национальных отношений, M., 1964; К р а вц е в И. E., Пролетарский интернационализм,
отечество и патриотизм, К., 1965; Азизян А. К., Ленинская национальная
политика в развитии и действии, M., 1972; Ленинизм и национальный вопрос
в современных условиях, M., 1972; Многонациональное Советское государство,
M., 1972; T а д ев о с я н Э. В, Советская национальная государственность,
M., 1972.


Г. Б. Старушенко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я