НАЦИОНАЛИЗМ

НАЦИОНАЛИЗМ буржуазная
и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном
вопросе.
H. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклассовую
форму обществ, единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами
всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются
устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исто-рич.
условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики буржуазии,
мелкой буржуазии. Для H. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключительности,
получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки,
от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие H. связано
с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует H. в качестве
орудия создания и завоевания общенац. рынка, установления своего господства
в нац. рамках в борьбе против феод, сил и чужеземной буржуазии, закрепления
и расширения этого господства путём порабощения других наций. H. используется
буржуазией с целью добиться "классового мира" внутри нации, отвлечь пролетариат
от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь,
подорвать интернац. единство революц. движения. Условия бурж. общества
ведут к распространению националистич. взглядов среди отсталых слоев трудящихся.
H. прививается им всем аппаратом бурж. гос-ва, его политикой и пропагандой.
Бурж. философы и социологи под "национальным" понимают прежде всего, и
почти исключительно, духовное. Понятие H. толкуется ими как некая самодовлеющая,
суверенная духовная сила, к-рой очень часто придаются мистич., а порой
и патологич. свойства. Напр., амер. проф. Б. Шейфер определяет H. ("групповую
лойяльность") след, образом: "...1) любовь к общей земле, расе, языку и
исторической культуре, 2) стремление к политической независимости, безопасности
нации и забота о её престиже, 3) мистическая преданность туманному, иногда
сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и
народ..., 4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации,
которая есть цель в самой себе, 5) доктрина, что данная нация... является
или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать
с этой целью агрессивные действия" ("Nationalism: myth and reality", N.
Y., 1955, p. 6). Неопределённость и широта, приданные понятию H. бурж.
теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного
содержания того или иного H., затушёвывания классовых сторон проблемы.
Бурж. идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или
проявления H. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах амер.
учёных сер. 20 в. (Г. Кон, Л. Снайдер, ф. Нортроп, X. Моргентау, В. Эбенштейн
и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный
англо-саксонскому или амер. H. В то же время MH. бурж. социологи выступают
с нападками на H. в колон, и зависимых странах. В ряде бурж. теорий H.
служит основой для анализа историч. процесса. В них выдвигаются на первый
план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения
и борьба между нациями, "столкновения" национализмов. Г. Кон заявляет,
что "путеводной звездой" историч. развития в Европе после 1789 (а в 20
в. и повсюду) является H. Он объявляет этот историч. период "веком национализма",
а совр. эпоху "веком паннационализма" (см. "The age of the nationalism",
N. Y., 1962, p. XVI). Нек-рые идеологи империа-листич. буржуазии выдвигают
шовини-стич. положения об "особой" историч. роли "избранных" наций, обусловленной
якобы их характером и культурой.



Марксизм-ленинизм показал экономич.
и социальные корни H., его классовую сущность; он рассматривает H. конкретно-исторически,
определяя его объективную обществ, роль в зависимости от историч. этапа
развития капитализма, от обществ, роли буржуазии и характера её связей
с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений.
В период формирования наций, напр, в Зап. Европе и США, H. наряду с лозунгами
демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против
феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало
H. в данный период определённое прогрессивное содержание (см. В. И. Л е-н
и н, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 131-32). Характер H. в этих странах
изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистич. отношений
и перерастания капитализма в империализм. Монополистич. капитал выступает
носителем самого грубого и жестокого нац. и колон, гнёта, а агрессивный
и воинствующий H. становится орудием импе-риалистич. и колон, политики
и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией).
В условиях существования двух мировых систем империалистич. буржуазия стремится
придать H. прежде всего антикоммуни-стич. и антисоветскую направленность.
Империализм делает ставку на оживление в социалистич. странах националистич.
тенденций.


Иной характер в совр. эпоху имеет H.
в странах, борющихся за политич. и экономич. независимость, против империализма.
В H. в этих странах в ограниченной форме выражается идея нац. освобождения
и нац. независимости и он часто служит знаменем нац.-освободит, движения.
В H. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест
против империалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не поднялась до классового
сознания. У значит, слоев крестьянства H. выступает как первоначальная
форма антиимпериалистич. сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными
сторонами H. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакц. черты,
к-рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии,
с развёртыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс,
с поправением нек-рых мелкобурж. групп. В условиях борьбы по проблемам
ориентации обществ, развития освободившихся стран идея "надклассового"
нац. единства всё больше приходит в острое столкновение с потребностями
социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи H. становятся
орудием в руках тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития,
стремятся помешать росту политич. сознания масс. Нередко всё сильнее начинают
сказываться - как во внутреннем, так и в междунар. плане - тенденции нац.
эгоизма, нац. превосходства и исключительности.


Всё это не означает, что H. в бывшем
колон, и полуколониальном мире уже утратил прогрессивные стороны, исчерпал
своё антиимпериалистич. содержание, хотя его развитие и идёт преим. в этом
направлении. И на совр. этапе это - H. наций, к-рые во многих отношениях
всё ещё остаются фактически угнетёнными и эксплуатируемыми, не достигли
равноправного положения в своих связях с империалистич. державами, не завершили
духовной "деколонизации". Это - H. HP-ций, к-рые, как правило, ещё складываются
в ходе антиимпериалистич. борьбы и преодоления феод, и др. докапитали-стич.
отношений.


Пролетарское, коммунистич. мировоззрение
несовместимо с любой националистич. идеологией. "Буржуазный национализм
и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга,
соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического
мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном
вопросе" (Л е н и н В. И., там же, с. 123). H. служит тормозом в развёртывании
освободит, борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых,
т. к. условием её победы является интернац. сплочение трудящихся всех наций.
Коммунисты подходят к H. с принципиальных позиций и оценивают его конкретно-исторически,
с точки зрения интересов революц. борьбы народов против империализма, интересов
мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистич. шовинизм,
H. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов
к H. угнетённых наций опирается на положение В. И. Ленина (см. там же,
т. 25, с. 275- 276), развитое в Программе КПСС: "В национализме угнетенной
нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения,
и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном
этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от
империалистического гнета, к национальной независимости и национальному
возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и
другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской
верхушки" (1973, с. 47).


Особенно непримиримо коммунисты относятся
к националистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возникают в результате
давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич.
агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ограниченности и эгоизма,
в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности,
в раздувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства
социализма в отд. странах.


Почву для преодоления H. создаёт социализм,
к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, создаёт условия
для нац. равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление
диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений бурж. и мелкобурж.
H. Коренной поворот в национальном вопросе и преодоление H. не достигаются
автоматически, это сложный и длит, процесс. Он совершается в напряжённой
и неослабевающей борьбе с нац. враждой и недоверием, с нац. эгоизмом и
ограниченностью. Реализация возможностей для устранения H., создаваемая
ниспровержением капитализма, зависит прежде всего от действия субъективного
фактора, т. е. от политики Ком-мунистич. партии, осуществляющей руководство
обществом. Националистич. предрассудки, преувеличенное или извращённое
проявление нац. чувств - явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся
в психологии людей, недостаточно зрелых в политич. отношении. К тому же
нацио-налистич. предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами
социализма. Практика социалистич. и комму-нистич. строительства, борьба
против великодержавного и местного H., строгое соблюдение нац. равноправия,
достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях,
внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов,
интернац. воспитание трудящихся - всё это обеспечивает успех в борьбе с
пережитками H. Историч. опыт показывает, что для преодоления H., для упрочения
братских отношений между народами социалистич. стран необходима последовательная
марксистско-ленинская политика коммунистич. партий. В противном случае,
как это видно на примере Китая 60-х - нач. 70-х гг. 20 в., возможно возрождение
и усиление H., даже временное его превращение в основу гос. политики. H.
нашёл наиболее концентрированное выражение в шовини-стич. и гегемонистской
линии маоизма. Маоисты пытаются расколоть социалистич. содружество,
подменить антиимпе-риалистич. солидарность народов Азии, Африки и Лат.
Америки их обособлением, основанным на географич., национали-стич. и расовых
принципах, от социалистич. содружества и рабочего движения развитых капиталистич.
стран, подорвать великий союз и солидарность нац.-освободит, движения с
междунар. рабочим классом и мировой социалистич. системой, принизить ведущую
роль пролетарских сил в мировом революц. процессе. Борьба с H. в коммунистич.
движении и его преодоление - важнейшая задача марксистов-ленинцев .


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
О колониальной системе капитализма. [Сб.], M., 1959; Ленин В. И., О национальном
и национально-колониальном вопросе. [Сб.], M., 1956; Программа КПСС (Принята
XXlI съездом КПСС), M., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию
и социализм, M., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих
партий. Москва 1969 г., M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971;
Б р у т е н ц К. И., Против идеологии современного колониализма, M., 1961,
гл. 2-3; S h a f е г В. С., Faces of nationalism, N. Y., 1972. См. также
лит. при ст. Интернационализм, Нация.

К. H. Брутенц.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я