НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ переход из частной
собственности в собственность гос-ва земли, пром-сти, транспорта, связи,
банков и т. д. H. имеет различное социально-экономич. и политич. содержание
в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую ист. эпоху
она проводится. В феод, эпоху огосударствление служило централизации власти
в борьбе с отд. феодалами, укреплению монархии, сосредоточению в руках
гос-ва гл. богатства - земли. В ходе бурж. революций H. земель способствовала
ликвидации экономич. базы феодализма и ускорению капиталистич. развития.
Во 2-й пол. 19 в. быстрое развитие капиталистич. производит, сил привело
к тому, что отд. сферы и отрасли экономики по своим масштабам стали перерастать
рамки частной собственности, что привело в ряде стран к H. путей сообщения
и средств связи в интересах развития экономики или в политич. (военно-стратегич.)
и фискальных целях. По своему характеру H. при капитализме может носить
как прогрессивный, так и реакционный характер, на что указывал Ф. Энгельс.
Прогрессивна лишь та H., к-рая вызвана потребностями развития производит,
сил, "... так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения
действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление
станет экономически неизбежным, только тогда - даже если его совершит современное
государство - оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к
тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы"
(M а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289, прим.). Энгельс
подчёркивал, что H. при капитализме не уничтожает капиталистич. характера
производит, сил и производств, отношений, ибо бурж. гос-во ч...есть по
самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный
совокупный капиталист" (там же, с. 290). Однако уже в тот период он показывал,
что H. крупных предприятий - свидетельство ненужности буржуазии для управления
совр. производит, силами.


Переход от капитализма к социализму предусматривает
ликвидацию частной капиталистич. собственности и установление обществ,
собственности на средства произ-ва. Обязат. предпосылкой для проведения
социалистич. H. является победа социалистич. революции и установление власти
рабочего класса и трудового крестьянства. Теоретически необходимость социалистич.
H. глубоко обоснована в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развита
применительно к совр. эпохе в программных документах КПСС, коммунистич.
и рабочих партий, подтверждена опытом социалистич. строительства в СССР
и др. социалистич. странах. После победы социалистич. революции,- писали
Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии",- "пролетариат
использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии
шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках
государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс,
и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (там же,
т. 4, с. 446).


При ликвидации капиталистич. собственности
пролетарское гос-во допускает выплату компенсации владельцам национализированных
средств произ-ва. Маркс и Энгельс указывали, что при определённых условиях
выкуп не только возможен, но и целесообразен. Закономерностью социалистич.
революции научный коммунизм считает сам факт перехода средств произ-ва
в обществ, собственность, а формы и методы этого перехода зависят от конкретных
условий. Это важное положение полностью разделял В. И. Ленин. Он считал,
что преобразование бурж. частной собственности в социалистич. обществ,
собственность может быть осуществлено мирным путём, без лишения буржуазии
всех имуществ. прав и с привлечением её на службу гос-ва рабочих и крестьян.
В. И. Ленин указывал, что в период революции сопротивление капиталистов
можно сломить, национализировав собственность неск. сот, самое большее
одной-двух тыс. миллионеров. "Даже и у этой горстки богачей не нужно отнимать
„все" их имущественные права, можно оставить им и собственность на многие
предметы потребления, и собственность на известный, скромный доход" (Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 122).


Марксизм-ленинизм строго разграничивает
крупную и мелкую частную собственность на средства произ-ва. Если крупная
капиталистич. собственность, имеющая нетрудовой характер, подлежит в ходе
социально-экономич. преобразований H., то мелкая собственность крестьян,
кустарей и ремесленников не национализируется, а обобществляется в процессе
кооперирования. Марксизм не только обосновал закономерность ликвидации
капиталистич. собственности на средства произ-ва и замены её обществ, собственностью,
но и указал пути осуществления этого революц. переворота в социально-экономич.
отношениях. Маркс и Энгельс учитывали, что частную собственность нельзя
уничтожить сразу, что экспроприация экспроприаторов - не единовременный
акт.


Ленин, разрабатывая в новых историч. условиях
программные вопросы социалистич. революции, определял осн. пути и методы
социалистич. обобществления средств произ-ва: H. собственности крупных
и средних капиталистов и постепенное преобразование частной собственности
мелкой буржуазии в обществ, собственность. H. основных средств произ-ва,
проводимая пролетарским гос-вом,- важнейшая революц. мера, приводящая производств,
отношения в соответствие с уровнем и характером развития производит, сил.
Она передаёт средства произ-ва в руки подлинных хозяев - трудящихся и обеспечивает
реальное освобождение их от эксплуатации. Используя H., рабочий класс овладевает
производств, аппаратом, завоёвывает командные высоты, лишает буржуазию
и помещиков экономич. базы их господства, осуществляет коренные преобразования
социально-экономич. строя общества. Пролетарское гос-во в первую очередь
завоёвывает ключевые позиции в экономике путём H. самых важных отраслей
х-ва.


Важнейшую роль в создании социалистич.
собственности играет H. банков, без к-рой невозможно лишить буржуазию её
экономич. могущества и организовать социалистич. произ-во и распределение
продуктов по единому плану. H. внешней торговли и установление монополии
внешней торговли позволяют социалистич. гос-ву оградить себя от проникновения
иностр. капитала и проведения им экономич. диверсий, укрепить свою независимость
и самостоятельность. Важное место занимает H. земли, к-рая ликвидирует
остатки феод, и капиталистич. отношений в с. х-ве и создаёт большие возможности
для развития социалистич. с. х-ва на основе кооперирования крестьян. H.
пром-сти, транспорта и связи - необходимая мера, без к-рой невозможно создать
материальную базу социалистич. экономики. H. важнейших отраслей нар. х-ва
закладывает основу экономич. самостоятельности социалистич. гос-ва, ускоряет
его социально-экономич. развитие.


Национализация в Советской России.

После победы Окт. революции 1917 рабочий
класс приступил к осуществлению социалистич. преобразований. H. земли и
её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле [26 окт.
(8 нояб.) 1917]. Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена
гос. (общенар.) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло
150 млн. га. Социалистич. H. земли была проведена в интересах
трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономич. основой
кооперирования крест. X-B (см. Коллективизация сельского хозяйства).
Социалистич.
H. земли "...обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции...
кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить
к социализму в земледелии" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства
социализма, но и для дальнейшего развития сов. общества, для решения совр.
проблем с. х-ва.


Важнейшим мероприятием стала H. банков,
к-рая началась с овладения Гос. банком России и установления контроля над
частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к
H., к-рая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистич.
строительства. Однако вследствие саботажа банкиров Сов. власть была вынуждена
ускорить H. банков. Декретом ВЦИК от 14(27) дек. 1917 частные коммерч.
банки были национализированы. Установлена гос. монополия на банковское
дело. Декретом CHK от 23 янв. (5 февр.) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно
передавались Гос. банку. Слияние национализированных частных банков с Гос.
банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья
банковской системы царской России, как ипотечные банки, об-ва взаимного
кредита и др., были ликвидированы. H. банков облегчила Сов. гос-ву борьбу
с голодом и разрухой. В процессе H. начала создаваться социалистич. банковская
система (см. Банки).


H. банков явилась важнейшим шагом на пути
подготовки H. пром-сти. В руках гос-ва оказался могучий рычаг воздействия
на развитие пром-сти, транспорта и др. отраслей х-ва. 14(27) нояб. 1917
ВЦИК и CHK издали Положение о рабочем контроле, к-рый являлся подготовит,
мероприятием к H. пр о м - с т и, прошедшей неск. этапов.


Первый этап (нояб. 1917 - февр. 1918) характеризовался
быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении H. Первой была
национализирована 17(30) нояб. 1917 ф-ка т-ва Ликинской мануфактуры А.
В. Смирнова (Владимирская губ.). Всего с нояб. 1917 до марта 1918, по данным
пром. и проф. переписи 1918, национализировано 836 пром. предприятий. В
этот период, получивший назв. "Красногвардейской атаки на капитал", темпы
отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными
предприятиями.


На втором этапе H. (март - июнь 1918) центр
тяжесги экономич. и политич. работы партии был перенесён с экспроприации
буржуазии на закрепление завоёванных позиций, налаживание учёта и контроля,
организацию управления национализированной пром-стью. Особенностью этого
этапа H. было обобществление целых отраслей пром-сти и создание условий
для H. всей крупной пром-сти. 2 мая 1918 CHK принял декрет о H. сахарной
пром-сти, 20 июня - нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных
маш.-строит. з-дов, в работе к-рой участвовал Ленин, приняла решение о
H. заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано
1222 пром. предприятия.


Третий этап H. продолжался с июня 1918
(декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей,
руководящей роли Сов. гос-ва и ею хоз. органов в проведении социа-листич.
H. К осени 1918 в руках гос-ва было сосредоточено 9542 предприятия. Вся
крупная капиталистич. собственность на средства произ-ва была национализирована
методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы H. резко возросли.
К гос-ву перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких
пром. заведений, форсирование процесса H. было вызвано необходимостью мобилизовать
все наличные производств, ресурсы в период Гражданской войны 1918-20. На
территориях, освобождённых от контрреволюц. сил и интервентов, восстанавливалось
действие законов, связанных с H.


H. осн. средств транспорта была осуществлена
в короткие сроки 1917-18. Этому способствовали высокий уровень концентрации
капитала и преобладание гос. (казённых) жел. дорог. В янв. 1918 была завершена
H. морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные
жел. дороги.


H. положила начало созданию социа-листич.
уклада в экономике Сов. страны, утверждению социалистич. производств, отношений,
содействовала становлению системы планомерного развития нар. х-ва. Наряду
с монополией внешней торговли и аннулированием иностр. займов она заложила
основу экономич. независимости СССР.



Национализация в зарубежных социалистических
странах имеет особенности, определяемые как междунар. положением этих
стран, так и спецификой перехода к социализму, расстановкой классовых сил,
историч. и экономич. особенностями. H. земли в этих странах (за исключением
МНР) в силу длит, традиции и глубокой привязанности крестьян к частной
собственности на землю проведена лишь частично. Конфискованная в ходе аграрных
реформ
земля помещиков и крупных землевладельцев в основном была передана
в собственность трудящихся крестьян (см. Конфискация земли).


H. банков осуществлялась с учётом опыта
СССР. В большинстве стран она происходила в два этапа. На первом этапе,
когда проводились демократич., антиим-периалистич. и антифеод, преобразования,
были национализированы эмиссионные банки и крупные коммерческие банки,
принадлежавшие буржуазии, связанной с иностранным капиталом. Все др. кредитные
учреждения были взяты под контроль государственных эмиссионных банков.
На втором этапе - этапе социалистич. преобразований, была завершена H.
банков и установлена гос. монополия банковского дела. В Болгарии в 1946
были национализированы все иностр. и частные банки, принадлежавшие буржуазии,
сотрудничавшей с фашистами, а в дек. 1947 - все частные банки. В Венгрии
в 1945 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над частными
банками, в 1948 их H. была завершена. В Румынии в 1946 национализирован
эмиссионный банк и введён контроль над более чем 450 частными банками и
банкирскими конторами, к-рые в 1948 были национализированы. После образования
ГДР частные банки продолжали деятельность под контролем нар. власти. С
переходом к строительству социализма за период 1952-53 они были национализированы.
В Польше в период фашистской оккупации большинство банков прекратили свою
деятельность. Декретом от 25 окт. 1948 все частные кредитные учреждения
были ликвидированы и установлена гос. монополия на банковское дело. В Чехословакии
H. банков была осуществлена в 1945. В Югославии в 1944 были национализированы
банки, принадлежавшие фашистским оккупантам и коллаборационистам, а в 1945
- все частные коммерч. банки. В КНР большая часть банков была национализирована
сразу после установления нар. власти, нек-рые мелкие частные банки были
преобразованы в смешанные гос.-частные, к-рые функционируют под контролем
Нар. банка Китая. На Кубе все частные банки страны, включая и филиалы крупнейших
амер. банков, были национализированы сразу после установления нар. власти
(1960). В ДРВ гос. банковская система начала создаваться ещё в период антиимпериалистич.
революции, когда иностр. банки начали прекращать свою деятельность. Особенность
H. банков в ряде стран (в частности, в Чехословакии, Венгрии, Румынии)
состояла в том, что владельцы банков, поддерживавшие мероприятия нар. власти,
получали частичную компенсацию в форме выкупа акций нар. гос-вом.


В пром-сти в большинсгве стран в первую
очередь национализированы предприятия, составлявшие собственность монополий
Германии и её союзников, коллаборационистов. В результате экономич. власть
крупного капитала была в значит, мере подорвана, что облегчило подготовку
и проведение дальнейшего обобществления средств произ-ва. В результате
H. пром-сти в законодат. порядке закреплялись экономич. завоевания трудящихся,
осуществлённые в 1944-45 в период освобождения. Крупная пром. буржуазия
лишилась средств произ-ва. Темпы H. пром-сти в отд. социалистич. странах
были различными. В отличие от СССР, где крупная и средняя пром-сть была
национализирована почти одновременно, в зарубежных социалистич. странах
H. проводилась постепенно, как правило, по этапам, с более широким использованием
рабочего контроля, гос. капитализма и др. переходных форм. Законы о H.
в европ. социалистич. странах предусматривали выплату собственникам предприятий
известного возмещения.


Благодаря H. был создан социалистич. уклад,
к-рый стал господствующим в нар. х-ве.



Национализация в развитых капиталистических
странах - одно из проявлений государственно-монополистического капитализма.
Она
вызвана рядом причин - концентрацией произ-ва, давлением трудящихся масс
и др. Усиление гос,-монополистич. капитализма в связи с общим кризисом
капитализма
активизирует вмешательство бурж. гос-ва в процесс воспроиз-ва
в интересах монополий, финанс. олигархии. Национализируются в первую очередь
отрасли воен. пром-сти, важнейшие для нар. х-ва отрасли, а также отрасли,
требующие огромных капитальных вложений на длительный срок (топливно-энергетич.,
в т. ч. атомная энергетика, транспорт и др. отрасли инфраструктуры).
Как
правило, б. владельцам предприятий выплачивается значит, компенсация, иногда
превышающая стоимость национализируемого имущества. Бурж. H. не изменяет
существа капиталистич. строя, т. к. не обращает национализированные средства
произ-ва в обществ, собственность, следовательно, не обеспечивает планомерного
развития нар. х-ва, не меняет характера распределения продукта. Часто она
представляет собой способ переложения бремени финансирования капиталоёмких
и малоэффективных отраслей и производств на плечи трудящихся масс.


Коммунистич. партии исходят из возможности
использования при определённых условиях H. для ограничения всевластия монополий
и улучшения положения трудящихся, для осуществления демократич. контроля
над национализированными секторами произ-ва и демократизации управления
ими. В 50-60-е гг. коммунистич. партии капиталистич. стран разработали
программы реформ, важной составной частью к-рых стало требование демократич.
H. Последоват. осуществление этих программ путём классовой борьбы призвано
подорвать власть капитала и создать предпосылки для социалистич. преобразований.


Теоретич. основой H. земли при капитализме
явилось учение К. Маркса о земельной ренте. При капитализме зем.
частная собственность крупных землевладельцев препятствует рациональному
ведению х-ва, отвлекает от произ-ва значительную часть обществ, продукта,
поступающую им в виде арендной платы, и понижает среднюю норму прибыли.
Маркс
показал, что в условиях капитализма путём H. к гос-ву переходит лишь право
собственности на землю, т. е. право получать зем. ренту. Хотя от H. земли
при капитализме прежде всего и больше всего выигрывает буржуазия, пролетариат
также заинтересован в ней, т. к. она уничтожает остатки феодализма, ускоряет
развитие капитализма в земледелии со всеми присущими ему противоречиями.
H. земли в условиях капитализма ставит задачу укрепления позиций буржуазии
и имеет характер бурж. реформы. Однако буржуазия ни в одной стране не решилась
на осуществление H. земли, поскольку она сама имеет в собственности значит,
часть земли и боится всякого на неё покушения.


В. И. Ленин установил, что H. земли возможна
лишь в молодом бурж. гос-ве, поскольку с развитием капитализма и особенно
в эпоху империализма происходят переплетение и сращивание интересов финанс.
буржуазии и крупных землевладельцев. Развивая марксистскую теорию аграрного
вопроса, Ленин подчёркивал, что H. земли в ходе бурж. революции есть последовательная
демократич. мера, окончательно уничтожающая остатки феод, отношений и создающая
широкие возможности для развития производит, сил в с. х-ве. Однако в зависимости
от степени развития капитализма в с. х-ве, соотношения классовых сил и
наличия определённых традиций частной собственности на землю сроки и формы
H. земли в различных странах могут существенно различаться.


Как часть общего комплекса мероприятий
по гос.-монополистическому регулированию экономики осуществляется H. банков.
Она носит частичный характер, не затрагивает основных принципов организации
кредитных систем и не влечёт за собой существенных изменений в их полигике,
структуре, характере связей с др. кредитными учреждениями. В советах директоров
и на руководящих постах остаются крупные акционеры, тесно связанные с финанс.
капиталом. Национализируются, как правило, только эмиссионные банки; коммерч.
банки, за редким исключением, остаются в частном секторе. Так, в Великобритании
при национализации Английского банка в 1946 коммерч. банки не были
национализированы. Во Франции, к-рая имеет наиболее развитый гос. сектор
в банковской системе, в 1945 наряду с Банком Франции были национализированы
лишь 4 коммерч. банка из более чем 300.


H. частных предприятий практиковалась MH.
гос-вами ещё в 19 в. Огосударствление отд. пром. предприятий осуществлялось
в Великобритании, Франции, Бельгии и др. капиталистич. гос-вах в 20-30-х
гг. 20 в., проводилось без участия рабочего класса и сопровождалось выкупом
гос-вом у буржуазии средств произ-ва. Такая H., естественно, не затрагивала
капиталистич. производств, отношений.


Несколько иной характер первоначально носила
H. пром-сти в ряде стран Зап. Европы после окончания 2-й мировой войны
1939-45. В сложившейся тогда по-литич. и экономич. обстановке важнейшей
движущей силой H. стал рабочий класс. В 1944-46 H. ряда отраслей произ-ва
была осуществлена во Франции, Коммунисты, входившие в состав пр-ва, стремились
провести её в интересах трудящихся. В дек. 1944 был сделан первый шаг по
этому пути - национализированы шахты крупнейшего угольного бассейна департаментов
Нор и Па-де-Кале. В янв. 1945 конфискованы автомоб. з-ды Рено, владелец
к-рых в годы оккупации активно сотрудничал с гитлеровцами. В марте 1945
проведена H. авиамоторных з-дов "Гном и Рон". В 1946 во Франции были национализированы
все крупные предприятия по произ-ву электроэнергии и газа, завершена H.
угольной пром-сти. Профсоюзы получили доступ в адм. советы национализированных
предприятий. H. сделала возможным улучшение условий труда, частичное повышение
заработной платы.


Острая борьба развернулась после войны
вокруг H. пром-сти в Австрии. В результате разгрома фаш. Германии здесь
происходил подъём рабочего движения. Австр. рабочие в сер. 1945 потребовали
конфискации собственности воен. преступников, H. пром-сти и банков. Проведённая
в соответствии с законами от 26 июня 1946 и 26 марта 1947 H., хотя и создала
довольно обширную гос.-капиталистич. собственность, однако не затронула
MH. ключевых позиций австр. монополий и иностр. капитала.


H. в Великобритании, осуществлённая лейбористским
пр-вом в 1945-51, охватила угольную, энергетич. и газовую пром-сть, предприятия
связи, транспорт (ж.-д., почти весь воздушный, частично речной и автомоб.)
и часть металлургич. предприятий. Владельцы национализированных предприятий
получили значит, компенсацию.


В развитых капиталистич. странах более
всего H. охвачены ж.-д. и воздушный, в небольшой степени - морской, речной
и автомоб. транспорт. H. транспорта широко распространена в Зап. Европе
и в Японии, менее - в Сев. Америке (США, Канада). Магистральный ж.-д. транспорт
везде, кроме США и Канады, принадлежит в основном нац. компаниям (гос.
или смешанным). В США все ж.-д. компании - частные, в Канаде примерно половина
магистральной сети принадлежит гос. нац. компании, объединяющей ряд жел.
дорог, построенных гос-вом. В Японии и в нек-рых странах Зап. Европы в
частной собственности находятся лишь жел. дороги местного значения. Во
всех развитых капиталистич. странах (кроме США, где все авиакомпании- частные)
большая часть воздушного транспорта сосредоточена в руках крупных нац.
компаний (гос., реже смешанных). H. слабо затронула мор. и речной транспорт,
однако внутр. водные пути, речные и морские порты, как правило, принадлежат
гос-ву или местным органам власти. Гос. предприятия (нац. компании) грузового
автомобильного транспорта существуют в немногих странах развитого капитализма
(Великобритания, Нидерланды). Но и там они охватывают лишь небольшую часть
парка грузовых автомобилей и перевозок. Значительно шире национализирован
автобусный транспорт. Осн. автобусные компании в капиталистич. странах,
кроме США, принадлежат гос-ву или муниципалитетам. Большая часть сети трубопроводов
в развитых капиталистич. странах принадлежит частным компаниям. В гос.
собственности находятся в Зап. Европе трубопроводы стратегич. значения,
обслуживающие базы НАТО.

Национализация в развивающихся странах
направлена,
как правило, против иностр. монополий и политики неоколониализма. В результате
H. пром. и др. предприятий создаётся гос. сектор, к-рый играет важную роль
в становлении и развитии нац. экономики, в укреплении независимости. H.
в этих странах проводится, как правило, с предоставлением компенсации прежним
владельцам. H. банков даёт возможность молодым гос-вам создать нац. кредитную
систему, освободиться от давления иностр. капитала. В большинстве этих
стран после завоевания независимости созданы гос. эмиссионные банки, регулирующие
ден. обращение и осуществляющие политику пр-ва в области кредита. По мере
экономич. развития в ряде стран национализируются не только иностр., но
и нац. частные банки и др. кредитные учреждения. Так, напр., в Сирии H.
частных банков была проведена в 1961-63, в Бирме - в 1963, в Индии в 1969
национализированы 14 крупнейших коммерч. банков, а в 1971 - 42 крупные
страховые компании. В ходе проведённых здесь аграрных реформ часть земли
перешла в гос. сектор, однако широкая H. земли тормозится помещичьим землевладением.
H. транспорта в развивающихся странах - важное средство борьбы против засилья
иностр. капитала, к-рому в прошлом принадлежали осн. сооружения и средства
транспорта. В этих странах H. транспорта способствует развитию гос. сектора,
завоеванию экономич. самостоятельности.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест
Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс
Ф., Принципы коммунизма, там же; Маркс К., Нацнонализация земли, там же,
т. 18; Ленин В. И., Аграрная программа социал-демократии в первой русской
революции 1905 - 1907 годов, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16; его же<,
Грозящая
катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; его же, Доклад о земле
26 октября (8 ноября), там же, т. 35; его же, Речь о национализации банков
на заседании ВЦИК 14(27) декабря 1917 г., там же, т. 35; его же, Тезисы
банковой политики, там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат
Каутский, там же, т. 37; Основы земельного законодательства Союза CCP и
Союзных республик, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1968, № 51, с. 485;
Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917-1954,
M., 1954; Национализация промышленности в СССР. Сб. док-тов и мат-лов,
M., 1954; В н н о г р ад о в В. А., Вопросы теории и практики социалистической
национализации промышленности, M., 1965; Атлас M. С., Национализация банков
в СССР, M., 1948; её же, Развитие банковских систем стран социализма, M.,
1967; Гиндин A. M., Как большевики овладели Государственным банком, M.,
1961; его же, Как большевики национализировали частные банки, M., 1962;
Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического
государства, ч. 1, M., 1947; Яворский В., Кредитная система народной Польши,
пер. с польск., M., 1961; Кочет-к о в с к а я E., Национализация земли
в СССР, 2 изд., [M.], 1952; Турубпнер A. M., Право государственной собственности
на землю в Советском Союзе, M., 1958; Я к о в е ц Ю. В., Теория и практика
социалистического обобществления земли, M., 1960; Ленинский декрет "О земле"
и современность, M., 1970; А р д а е в Г. Б., Национализация в Австрии,
M., 1960; Государственная собственность в странах Западной Европы, M.,
1961; Иноземцев H. H., Современный капитализм: новые явления и противоречия,
M., 1972; Государственная собственность и антимонополистическая борьба
в странах развитого капитализма, M., 1973; К р а с а в н-н а Л. H., Новые
явления в денежно-кредитной системе капитализма. На материале Франции,
M., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма,
т. 1 - 2, M., 1971; Селихов E. И., Международные банки и банковские группировки,
[M., 1973]; Транспортная система мира, M., 1971; P о з и н M. С., Василевский
Л. И., Вольф M. Б., География мирового хозяйства (Ведущие отрасли), M.,
1971 (гл. "Транспорт"). Г. Б. Ардаев, M. С. Атлас, В. 3. Дробижев, Л.
И. Василевский, H. К. Фигуровская, О. M. Шелков.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я