НАЦЕНКИ (СКИДКИ) К ЦЕНАМ

НАЦЕНКИ (СКИДКИ) К ЦЕНАМ составная
часть цены товара, возмещающая издержки обращения и обеспечивающая прибыль
торг, и сбытовых орг-ций и предприятий. В СССР существуют торг. и оптово-сбытовые
скидки с розничных цен, дифференцированные по отд. группам товаров и в
зависимости от места реализации товара (город, село, р-ны Крайнего Севера
и т. п.); на продукцию производств, и строит, назначения, реализуемую по
ценам франко-вагон - станция назначения (в этом случае с оптовых цен);
наценки предприятий общественного питания, дифференцированные по
4 категориям этих предприятий; наценки к оптовым ценам или скидки с цен
в пользу снабженческо-сбытовых и комплектующих орг-ций системы Госснаба
СССР, мин-в и ведомств; наценки к оптовым ценам на товары, реализуемые
системой "Союзсельхозтехники" колхозам и совхозам (минеральные удобрения,
с.-х. техника и др.). H. (с.) к ц. исчисляются, как правило, в процентах
к розничным или оптовым ценам товаров, по нек-рым из них - в абсолютной
сумме на единицу товара. В зарубежных социалистич. странах они в основном
носят такой же характер, как и в СССР, применяются ко всем категориям цен.
Размеры их регламентируются прейскурантами или постановлениями органов
ценообразования.


В капиталистич. странах накидки (скидки)
к ценам также широко применяются фирмами и отд. предпринимателями, они
связаны с коммерческими условиями сделок (напр., величина партии товаров
и т. д.). Размеры этих скидок могут изменяться под влиянием экономич. конъюнктуры.


Во MH. странах, в т. ч. в СССР, в розничной
торговле скидки применяются при т. н. распродажах.


Лит. см. при ст. Ценообразование.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я